Хороший подарок женщинам мира к 8 Марта – успех киноленты о сильной духом девушке-боксере Мэгги Фицджеральд и ее платонической любви к своему тренеру Фрэнки Данну. Лучшим фильмом академики назвали «Девушку на миллион долларов». Million Dollar Baby – вот так эффектно пишется это на английском. «Светлый путь» по-американ-ски. Девушка-боксер – это круто. Такого не было даже во времена оголтелой эмансипации под лозунгом «Девушки – на трактор!». Режиссер Клинт Ист-вуд рискнул: выложил на съемки 15 млн. долларов из своего кармана. Потому как из необходимых 30 миллионов на «Девушку» компания Warner Bro-thers выделила только половину. Риск оправдал себя. Иствуд назван лучшим режис-сером.
Лучшей актрисой признана исполнительница роли Мэгги – Хилари Суонк. Та самая Суонк, которая, будучи никому не знакомой девчонкой, уже однажды получила «Оскара» за главную роль в фильме «Парни не плачут». Она тоже в своем роде супергерл. Она не плачет, она, сказать по-русски, пашет. Полгода изнурительных тренировок и восемь килограммов мускулов в плюс к выразительной актерской игре – это не каждой балованной звезде экрана по силам.
А мужчины посрамлены тем очевиднее, что, по сути, провалился у академиков фильм-фаворит Мартина Скорсезе «Авиатор» – об исторической личности, героически-безумном миллионере-летчике, плейбое середины минувшего века Говарде Хьюзе. А также и Лео Ди Каприо, сыгравший главную роль... (Можно было еще заметить, что Ди Каприо в этом конкурсе вообще-то почти в одиночку представлял белых актеров-мужчин среди целого половодья талант-ливых афроамериканцев.)
Кто-то увидит здесь несомненную победу феминизма. А кто-то – стремление нынешней Америки обрести и полюбить не экстравагантного красавца, а стойкого и сильного духом героя (то есть героиню). В этом смысле победа «Девушки на миллион долларов» поучительна. В ней, если хотите, воплощен американский проект на XXI век.
Лучшим иностранным фильмом признана испанская картина «Море внутри», а в ней и мужчина находит себе место. Но какое! Фильм основан на реальной истории. Главный герой картины Рамон Сампедро (в роли – Хавьер Бардем) в молодости сломал шею во время прыжка в воду и остался полностью парализованным. После этого целых 30 лет Сампедро боролся за право умереть. Он сумел заставить заговорить о проблеме эвтаназии всю страну и стал своего рода национальным героем Испании.
Правда, и тут без женщин не обошлось. Для того чтобы из цветущего 35-летнего красавца Бардема сделать 60-летнего инвалида, художнице-гримеру Джо Аллен каждый раз требовалось более пяти часов. А в самом фильме героя Бардема поддерживают две женщины – адвокат, помогающая ему добиться разрешения на эвтаназию, и медсестра, пытающаяся убедить героя, что нужно жить, несмотря ни на что.
Мужчины отыгрались, если так можно выразиться, в жизни. Я имею в виду подвиг агента итальянских спецслужб майора Калипари, который в момент обстрела закрыл собой журналистку Джулиану Сгрена и погиб. Героя – мы видели это в новостных выпусках – провожала в последний путь вся страна.
...На этом фоне российская предпраздничная суета внушала иногда легкие опасения относительно вменяемости отечественного телеэкрана. Чего стоили заунывные дебаты о квотировании думских мандатов. Повсеместно бенефици-ант-кой была беллетристка Маша Арбатова, отстаивавшая с экрана права женщин. Остроумная Маша отыграла свою роль нашей главной феминистки на хорошую четверку. Вот только было у меня ощущение, что нам, как всегда, подменили героиню. В стране есть отважные активистки общественных движений, есть честные и смелые журналистки, есть замечательные писательницы и актрисы, упертые и успешные предпринимательницы... Есть, словом, женщины в русских (да и в чеченских, к примеру) селеньях, которые знают о реальных бедах и тревогах не понаслышке. Но телевизионные авгуры не рискнули пригласить для общения тех, кто мог бы сказать веское слово о проблемах общества...
Кульминацией же стало в канун 8 Марта пышно на НТВ обставленное вручение призов... мужчинам. Выдающимся и не очень. Лицезрение этой элиты вызывало смешанные чувства. Что-то было в этом бессмысленном парадном зрелище от образа племенного завода. Но в таком случае приходится констатировать, что настоящих мужчин на экране нашего ТВ становится все меньше.
Вообще, бывший издатель газеты «Мать» (где впервые в российских СМИ начали выражаться по-матерному) Александр Никонов против той же Арбатовой в «К барьеру!» или режиссер Андрей Житинкин против критика Натальи Ивановой в «Культурной революции» смотрелись как-то странно. Довольно жалко смотрелись, при всех их вероятных заэкранных достоинствах. А что сказать о наших бедных если не умом, то сердцем государственных мужах в депутатском звании, которые с телеэкрана непрестанно пытались в преддверии выборов в Молдове запугать, шантажировать тамошнего избирателя опалой? Это самая провальная стратегия. Она свидетельствует о глубине уже случившегося отчуждения и закрывает перспективу совместного поиска и выбора общего будущего. Естественно, соседи шарахаются от этих злобных окриков, все больше отдаляясь от России. Травмирует злая мелкотравчатость российских политиканов типа Митрофанова или Затулина (людей в галстуках и галифе, с голубыми погонами, приросшими к душе) в отношении к другим частям бывшего СССР. История их ничему не учит. Обжегшись на Грузии и Украине, заново обжигаемся на Молдове. Не умеем разговаривать с прибалтами... Эта имперская спесь уже ничему не адекватна, а потому только смешна.
Задаешь себе вопрос: а чем же (кроме дешевых нефти и газа) может быть привлекательна для своих близких и далеких соседей сегодняшняя Россия? Какими духовными свершениями? Личностью какого качества и каких свойств? И где он, этот привлекательный для всех образ родины на телеэкране? Образ, конечно, не рекламный и не попсовый, а основанный на настоящем человеческом обаянии и настоящих социальных успехах... Пока что приближением к этому образу стала для меня передача «Эпизоды» на канале «Культура», посвященная юбиляру – Станиславу Рассадину. Русский интеллигент-шестидесятник из рабочих и крестьян открылся на экране человеком поразительно свободным и на редкость дружелюбным.
//Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ.