Глава администрации Любимского района Александр Кошкин:
– Идея, заложенная в реформе местного самоуправления, понятна – приблизить власть к народу, но эту идею необходимо подкреплять деньгами, финансированием. На практике же выходит, что реформа приводит к тому, что все финансы сегодня уходят в центр, который у нас расположен внутри Садового кольца, а региональные и местные бюджеты оскудевают.
Если раньше в нашем распоряжении оставалось 75 процентов от собранного на территории подоходного налога, то сейчас только 50. Был бы район самодостаточный – ладно, но это ведь не так. Собственные налоговые поступления в бюджет у нас составляют только четверть, а остальные три четверти – дотации и субсидии областного бюджета. Бюджет этого года мы еле сформировали, причем даже на зарплату запланировали лишь 61 процент от необходимого, а по некоторым статьям расходов вообще 16 процентов от потребности.
И вот в этих-то условиях нам предстоит создавать четыре административных округа, выбирать дополнительных депутатов. Если раньше наши скудные финансы были сосредоточены в одном районном бюджете и это позволяло принимать какие-то оперативные меры, то теперь нам предстоит и их поделить на четыре отдельных бюджета, и ни у одного из этих бюджетов не будет реальной возможности хоть что-либо предпринимать. Социальное развитие района будет окончательно похоронено. Кроме того, появится лишняя административная надстройка, которую тоже нужно содержать.
Хорошо еще, что в нашей области были созданы сравнительно крупные округа. А я недавно ездил в Буйский район Костромской области, так там район разбили на 18 округов! И в каждом понадобится минимум три чиновника плюс семь депутатов, из которых один тоже будет работать на освобожденной основе. В целом по стране число чиновников резко увеличится, а эффективность их работы только снизится.
Глава администрации Борисоглебского района Виктор Почернин:
– Предварительные ощущения, что с новым законом о местном самоуправлении жить нам будет только труднее. Бюджет района на 85 процентов дотационный. Сейчас он обеспечен лишь на 72 процента. И эти скудные деньги нам предстоит поделить теперь между шестью округами. Штатная структура увеличится, и непонятно, на что будут существовать эти новые руководители созданных округов.
Закон принят, наша обязанность – его выполнять. Есть, правда, слабая надежда, что до проведения выборов в округах что-то изменится, правительство сделает какие-то коррективы в ходе реформы. Но, повторяю, надежда слабая.
Заместитель главы администрации Ростовского района Надежда Соколова:
– Как будем жить? Жить уже сейчас невозможно. Если в прошлом году доходов от тех налогов, что остаются в распоряжении муниципального округа, мы получили 416 миллионов, то в нынешнем планируем получить только 167 – почти в 2,5 раза меньше. Причина известна – в ходе реформ центр все больше забирает налогов в свои руки. Расходы же местных бюджетов не уменьшаются, наоборот, растут.
Да, мы получаем 26 видов различных субсидий и субвенций из областного бюджета, но этого недостаточно. В прошлом году нам дали 405 миллионов, в нынешнем запланировано 430. В итоге обеспеченность нашего бюджета снизилась.
Теперь нам предстоит образовать в районе пять муниципальных округов. Пока не могу сказать, приведет ли это к увеличению штатов, сейчас мы как раз занимаемся пересмотром структуры управления, оцениваем объем предстоящей работы на каждом участке, чтобы спланировать, как будем работать в 2006 году. Мне думается, что переход к новой структуре местного самоуправления следовало бы отложить на более поздний срок. А то слишком много реформ проводится одновременно – и монетизация льгот, и жилищно-коммунальная реформа, и административная... Нагрузка большая, а мероприятия такого масштаба в спешке делать нельзя.
//Беседовал Олег БУРМИСТРОВ.