Это произойдет, если дей-ствующая под эгидой Россий-ского союза промышленников и предпринимателей «Независимая социальная природоохранная инициатива» (НЕСПИ) добьется законодательным путем установки на всех автомобилях каталитических нейтрализаторов очистки выхлопных газов. Пока ими оснащены только последние, дорогие модели «Лады» и нестарые иномарки передовых автопроизводителей.
В российских мегаполисах есть фирмы, которые выпускают устройства каталитического дожига отработанных газов, устанавливаемые прямо на выхлопную трубу. И в мэрии Москвы, наиболее страдающей от загазованности, уже обсуждался (правда, без особого успеха) проект обязательного оснащения катализаторами всех московских машин.
На днях член Совета Федерации и одновременно президент НЕСПИ Николай Тонков заявил, что подобная законодательная инициатива будет внесена в Госдуму, так как Россия слишком опаздывает в переводе отечественного автомобилестроения на евро-пей-ские экологические стандарты.
Идея интересная, ведь, к примеру, в Ярославле загазованность от транспорта такая же, как от промышленных выбросов. Но надо знать россий-скую реальность. В устрой-ствах каталитического дожига используются соединения такого дорогого металла, как платина. И стоят они сейчас от 100 долларов. Для владельцев «мерсов» это не деньги, а для пенсионеров, донашивающих свои «шестерки» и «семерки», «Запорожцы» и «Москвичи», обремененных автогражданкой, сия трата – порог, за которым лучше ходить пешком.
Другое препятствие в том, что нейтрализатор – бесполезное украшение для автомобилей, работающих на низкооктановом топливе. А из 200 тысяч машин и автобусов в нашем регионе половина ездит на 80-м бензине. Что же, оставить область без рейсового транспорта и маршруток?
По словам другого лидера НЕСПИ Дмитрия Зеленко, если наладить массовое производ-ство нейтрализаторов, то можно снизить их стоимость до приемлемых 15 – 20 долларов. Однако в это не очень верится.
Зато есть подозрение, что собравшиеся в НЕСПИ промышленники пытаются создать новый сектор в производстве автозапчастей со сбытом, гарантированным требованиями закона. Вместо того, чтобы наладить выпуск отечественных автомобильных моторов по европейским экологическим стандартам.