В Рыбинске – демонетизация. По крайней мере на транспорте. С 1 февраля льготники и пенсионеры вновь обрели право на бесплатный проезд. Глава округа Евгений Сдвижков приостановил действие своего постановления о 150-рублевых льготных февральских проездных, и теперь в дополнение к огромным очередям в Пенсионном фонде и департаменте соцзащиты добавились новые – в понедельник народ ринулся к проходным трех пассажирских транспортных предприятий, чтобы сдать местные проездные.
– Дурдом, а не Россия. Почему сначала выдадут, а на другой день отбирают! – сетует в очереди у ПАТП-1 усталый пожилой мужчина.
За стариков, которым вернули льготы, транспортники рады, но вот сами оказались в весьма опасной ситуации. Кондуктор Мария Тюрикова рассказывает:
– Очень тяжело нам этот месяц дался. Сколько мы выслушали оскорблений, но понемногу все же приучили пенсионеров и льготников к тому, что за транспорт нужно платить всем. Они стали понимать и платить. Наконец, пошли деньги, которые так нужны каждый день на горючее, запчасти, зарплату... И вдруг такой разворот! Но как же нам жить-то, предприятие развалится...
Начальник отдела эксплуатации ПАТП-1 Николай Смекалов представил нам простейшую арифметику:
– Компенсацию за бесплатный проезд пенсионеров областные власти пообещали дать только в апреле-мае, по полтиннику за каждого пенсионера. Эти 50 рублей поделят между собой три транспортных предприятия. Получается по 17 рублей с одного «бесплатного» проезда. То есть при стоимости проезда в шесть рублей нам обещают компенсировать всего три поездки каждого льготника в месяц. Кто же оплатит остальные?
Вводя монетизацию, федеральное правительство провозгласило курс на возрождение муниципального пассажирского транспорта, немощного, как загнанная лошадь, остановку роста тарифов на проезд, прекращение разворовывания денег, выделяемых на компенсации транспортникам. Не прошло и месяца, как от этого разом отказались. И теперь в заложниках снова работающее население и пассажирские предприятия.
В первом ПАТП в ремонте каждый день стоит по 20 машин, подвижной состав такой, что на запчасти идет львиная доля доходов от перевозок. Объясняя депутатам сложность ситуации, их коллега, директор ПАТП-1 Виктор Жиганов развел руками: «Мы будем вынуждены на один льготный автобус пустить десять нельготных маршруток!»
На собрании транспортники всех трех предприятий выдвинули свои жесткие требования в адрес губернатора и руководства Рыбинского округа. Они настаивают на том, чтобы администрации округа и Ярославской области заключили с предприятиями муниципального пассажирского транспорта договор по возмещению выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан – из расчета 50 поездок в месяц за одного льготника. В договоре должен быть предусмотрен и расчет за льготный проезд школьников и студентов. Компенсировать затраты предприятий за выполненную работу, по мнению транспортников, власти должны не позднее десятого числа каждого месяца, следующего за отчетным, а не по итогам квартала, как записано в постановлении губернатора.
Транспортники потребовали также отменить бесплатный проезд сотрудников МВД, депутатов местного Совета и областной Думы или предоставить своевременную и полную компенсацию указанных льгот. По мнению работников отрасли, необходимо внести уточнения в постановление губернатора по перечню документов для детей-инвалидов, если пенсионное удостоверение выдано родителям. Необходимо уточнить, попадают ли под статус пенсионеров родители детей-инвалидов, а также граждане, имеющие пенсионные удостоверения по потере кормильца, вышедшие на льготную пенсию до установленного возраста по старости.
Если в ближайшее время за счет средств областного и местного бюджетов не будут приобретены как минимум 20 автобусов и пять новых троллейбусов, это чревато большими проблемами, считают работники АТП. По их мнению, транспортный отдел администрации обязан упорядочить работу частных перевозчиков по единой системе, согласно которой работает муниципальный транспорт. В округе должна быть создана централизованная диспетчерская служба для организации контроля за работой пассажирского транспорта всех форм собственности.
Если выдвинутые требования не будут выполнены до 15 февраля, транспортники пригрозили приостановить работу трех предприятий. Их профсоюзные организации готовы организовать акции протеста, обращения в Правительство РФ и Конституционный суд.
В тот же день в Рыбинском совете депутатов заседала рабочая группа, созданная специально для решения транспортных проблем. Сегодня вопрос о мерах по реализации постановления губернатора станет предметом рассмотрения депутатской комиссии по экономической политике.