Бурлаки поневоле
Местные жители – люди в основном престарелые. Анне Степановне Двойниковой 87 лет, Марии Федоровне Лялиной 83, чуть моложе их и сам Михаил Павлович Малышев, ему 77 исполнилось, инвалид-сердечник. Да и остальные устьинцы на улицах Новой и Набережной под стать им – пожилые и больные. Случись, не дай Бог, какое несчастье – беда. «Скорую», например, вызывать бесполезно, ни одна машина не сможет подъехать к дому. Да и пожарная тоже.
Но сегодня больше всего беспокоит устьинцев доставка баллонного газа. Привозят его только на Центральную улицу села, а дальше – вывозите, как хотите, говорят газовщики. Но не их винят старики. Работники газонаполнительной станции как раз готовы помочь им, да не проехать машине по узким сельским переулкам к дому каждого.
Земля здесь – сплошной песок, в распутицу человек увязает в нем едва не по колена. Каково тащиться в горку и с нее старикам, да еще с тачкой, груженной газовыми баллонами!
– Сущее наказание, – вздыхают люди.
– Зимой дорога не чистится, ползет на лыжах чуть живой старик-инвалид, тащит за собой сзади санки с баллонами. Себе везет и старушке-соседке. Ей-то совсем не управиться с этим, – рассказывает Нина Петровна Малышева.
Прошли мы с ней эту дорогу, всего-то 150 метров, но для пожилых людей она и впрямь неприступный редут зимой или в дождь. Вот и предстоящий урожай с огородов, которые здесь расположены в отдалении от домов, люди уже думают, как вывозить. Торопятся управиться до дождей. Иначе просто бросай все, говорят.
Тех, кто написал нам из Устья, слабаками или неженками не назовешь. Анна Степановна Двойникова всю войну на фронте провела, в обороне Ленинграда принимала участие Мария Федоровна Лялина. Больше сорока лет отдали производству супруги Малышевы. Да и жизнь на селе в частном доме с работой на огороде, уходом за скотиной приучила преодолевать любые трудности, терпеть до изнеможения по русской привычке. Но, видно, дошла гиря до полу, раз обратились в редакцию.
О том, что село включено в программу благоустройства сельских дорог, люди слышали еще лет восемь назад. Все ждали, надеялись. Исправно платили при этом и соответствующие налоги на благоустройство. А тут говорят им, что и ждать нечего.
Начальники меняются, а дорогу не строят
– Действительно, – подтверждает глава Рютневской сельской администрации Игорь Васильевич Маликов. – Дорогу в Устье в этом году ремонтировать не будут. У нас 26 населенных пунктов, и в каждом такие проблемы. Даже до центральной усадьбы – «Ярославки» – дорога разбита так, что частное маршрутное такси работать отказывается, а другого транспорта из города к нам нет, – говорит он.
Игорь Васильевич в должности главы только год, до этого был учителем, и понятно, что столкнулся с огромнейшим грузом проблем, в которых не сразу и разберешься, не то что разрешишь их. К тому же дороги – беда, как известно, общероссийская. Сослался Маликов на районные власти: у них, мол, в руках деньги, бюджет...
Но заместитель главы администрации Ярославского муниципального округа Евгений Леонидович Волков оказался не в курсе этих проблем.
– Заявки на Устье от них не поступало даже на будущий год, сейчас как раз верстаем бюджет, но о проблеме ремонта дороги в этом селе ничего не слышал, – сказал он.
Волков тоже новый человек на государственном месте. Старый начальник пошел на повышение. Вот только простые люди остаются один на один со своими проблемами там, где живут. Им некуда перемещаться.
– О нас вспоминают, когда подходят выборы, вот тогда и в гости начальство наведывается. Вроде выслушают все, пообещают исправить. А прошли выборы – и забыли, что мы и вообще-то есть, – сокрушаются селяне.
Семь бед, и все без ответа
Много, как выяснилось, в Устье и других проблем, и все с бородой. Периодически возникают перебои с электричеством, питьевой водой. Ее берут из колодцев, но как только в Волге меняется уровень воды, в колодцах она мутнеет, делается непригодной для употребления. Выручают, правда, местное население некоторые дачники, пробурившие на своих участках скважины, но зимой ими не воспользуешься, а пить и готовить пищу надо, как быть? Незнакомы, говорят устьинцы, они и с участковым милиционером, хотя хотели бы увидеть его здесь. Ведь грабят стариков часто, унося с огородов то, что выращено с таким трудом. А перебои в снабжении электричеством, во-первых, портят немудреные бытовые приборы, которые, выйди они из строя, старикам не купить, во-вторых, оставляют темными вечерами всю старую часть села вообще без света. Да и небезопасны «игры» с проводкой в деревянных домах.
Проблема и с берегом Волги. Подмывает его. Опять же существует на этот счет государственная программа, в которой задействована уйма организаций и чиновников, но толку не видно. Жители сами насадили по берегу деревья, чтобы хоть как-то задержать подпирающую их дома реку. Вот и для укрепления дороги старики, не дождавшись помощи от власти, сами идут на поклон к местным дачникам, строящим здесь в преизобилии дворцы-коттеджи. Просят хотя бы машину песка из вынутого под фундамент котлована завезти в другую сторону, ту, где живут коренные жители. Кто-то откликается, кто-то отговаривается. А нельзя разве представителям администрации официально договориться с богатыми дачниками о помощи селянам? Да и позаботиться о табличках с названиями улиц, номерами домов новому сельсовету за год работы тоже, наверное, можно было.
Устье – совсем не маленький населенный пункт, здесь 360 жилых домов. Когда-то село славилось своими речниками, целыми семьями и многими поколениями работали люди на реке. От былого осталось мало, разве что старинная полуразрушенная церковь Смоленской Божией Матери с такой же порушенной колокольней. Видна она далеко окрест. Но вот возобновились в храме богослужения. Может, выведет Смоленская Одигитрия и старое Устье на новый путь из забытья?