Первое сентября в школах традиционно начинают с урока, посвященного родине. В этом году тема звучала так: «Завтра начинается сегодня». Классный руководитель 9-а, учитель истории Любовь Демкина предложила ребятам обсудить на этом уроке непростую тему: как мы распоряжаемся своим временем, что считаем в жизни важным, а что – второстепенным, не заслуживающим нашего внимания.
По сути это, конечно, был разговор о смысле бытия – ради кого и ради чего стоит жить на земле. Не посвящать все свое время мелочам, думать о важных вещах, совершать серь-езные поступки, даже если тебя еще считают ребенком – об этом рассуждали девятиклассники. Для Любови Геннадьевны очень важно, чтобы ее подопечные ценили каждый свой день, чтобы они не учились жить, а жили. Жили здесь и сейчас, не дожидаясь, когда их назовут взрослыми.
Мы же с ребятами поговорили еще и о том, где бы им хотелось завтра жить, не стремятся ли они уехать и что думают о современной России и ее будущем.
Почти у всех девятиклассников понятие родина вызывает ассоциацию – огромная, большая, могучая. Многие сказали: сильная, великая, красивая страна. Очевидно, каким бы ни был уровень жизни людей в нашем государ-стве, он почти никак не отражается на образе России, сложившемся в сознании населения, в том числе в сознании подростков. Хочу считать свою страну свободной и считаю. Было произнесено даже более точное слово – вольная. Вольность у нас часто принимают за сво-боду.
Многие ребята все же констатировали: как ни печально, Россия – бедная страна, как минимум – «она немного отстала от других стран». А среди любопытных ответов были такие: наша страна – родная, моя, мой родной дом, современная, анархическая (?), путинская (куда ж мы без него), священная, воинственная (!), умная и даже – оригинальная.
Почти все уверены, что развитие государства зависит от народа, в нем живущего. При этом несколько человек сказали, что лично от них не зависит ничего. Интересно, кого же тогда они относят к «народу»? Как и взрослым, некоторым хочется свалить всю ответственность на президента, а также на некие «власти городов» и, само собой, на правительство: «У нас огромная страна, наверное, правительство просто не в силах управиться с ней».
– Что или кто мешает возрождению страны?
– В политике почти одни взяточники, правительство не хочет помогать нашей стране, Россию грабят олигархи и ино-странцы... – дети явно транслируют услышанное от взрослых.
Но кто-то ищет причины современного положения вещей не во внешних обстоятельствах: «у нас некоторые люди достигают чего-либо нечестным путем», «много пьют» (алкоголизм, кстати, считают бед-ствием очень многие ребята), «мы не умеем использовать богатство и умы России», «люди не думают о тех, кто рядом». Как резюме прозвучало: «Мы живем так, потому что некоторые люди не любят Россию».
Большинство учеников Любови Геннадьевны все-таки собирается жить и работать в России. Лишь четверо из класса хотели бы уехать отсюда навсегда. Некоторые просто стремятся увидеть иные страны, а затем вернуться. «Везде хочу пожить», – заметила одна из девочек. «А я хочу жить здесь, а работать за рубежом», – сообщает ее одноклассница. Любопытно, многие из тех, кто собирается остаться на родине, не считают, что мы плохо живем. Да, есть проблемы, но есть и что-то хорошее, по их мнению. «Какой мы сделаем нашу страну – такой она и будет», – утверждает одна из моих собеседниц. Почему-то ей хочется верить.