Мария Константиновна Холмовская – староста деревни Овсяниково в Любимском районе. Деревня эта отдаленная, с одной стороны – болото, с другой – речка Куза, что отделяет ее от дороги на село Троица. В Овсяникове осталось семь жителей, а два года назад было еще 13, но люди все преклонных лет. А вот магазин там все равно существует благодаря Галине Федоровне Матрениной, председателю Любимского сельпо. Она его не закрывает из сочувствия к людям, хотя он убыточный. Мария Константиновна Холмовская здесь работает продавцом. В конце зимы и поздней осенью со стороны Воскресенского – центра волости туда отправляется машина «Урал» с запасами на полгода: с товарами и дровами. В другое время связь с миром – по мостику через Кузу, а там – четыре километра до Троицы пешком. Но мостик сгнил, и люди остались за рекой, как за морем. Да только в беде их не бросили. Глава Воскресенской волости Виктор Федорович Самодурцев договорился с рабочими, Валерий Иванович Казаков, председатель СПК «Северный», дал трактор, шофер Сергей Николаевич Ушманов принял участие – починили мостик. И село Троица опять стало близким для овсяниковцев.
??????? ??? ????
В деревнях Илькино и Романцево, что в Любимском районе, постоянных жителей – в одной два, в другой – четыре. Остальные – беззаботные дачники. Места здесь красивые, на высоком берегу реки Обноры. Несмотря на нее, в засуху из колодцев исчезает вода. Люди говорят: песка в земле много, в него уходит. В начале августа, в жару, так и случилось. В этих случаях Михаил Александрович Николаев, председатель колхоза «Вперед», посылает на помощь в Илькино и Романцево молоковоз, заполненный водой. Ее заливают в колодцы. А надежда на лучшее – на дожди, на осень.
?? ????? ???????
Ховерка, что течет по Никольской волости Угличского района, длиной всего-то восемь километров. Она впадает в Кисьму, а та – в Улейму, которая вливается в Юхоть, что несет свои воды в Волгу. Словом, невеликая речка, зато с большим характером! Летом она тиха и ласкова, зато весной разливается на десять метров, бурлит и сносит все на своем пути. И мост между деревнями Чубуково и Выползово тоже. Он, конечно, не был чудом инженерной мысли. В основе – труба огромного диаметра, на которую положили деревянный настил с перильцами. Соорудили в семидесятые годы – люди ходили и машины ездили. Но за тридцать лет он обветшал, а речка его доконала. Старики, живущие в деревнях, приступали к мосту с молотками, пытались поправить, но дело оказалось непосильным. Автотранспорт по такому сооружению продвигаться не решается. Это создает очень серьезные проблемы.
Автолавка в Выползово уже не заворачивает, «скорая», дойдя до речки, останавливается. Галина Васильевна Александрова живет в Чубукове, а баня у нее на выползовской стороне. И вот она загорелась. Вызвали пожарных, но они перебраться через Ховерку не смогли – вместе со всеми бессильно наблюдали. Да не только в экстренных случаях нужен этот мост. На себе люди таскают по нему баллоны с газом, дрова. Нина Александровна Горшкова минувшей весной, когда запас вышел, сама их заготавливала – собирала гнилую ольху. Муж ей не помощник в хозяйстве, совсем ослеп. Так вот многие из деревенских поневоле начинают подумывать о переселении в дом престарелых. Глава Никольской волости Надежда Анатольевна Стрижева говорит, что денег на строительство моста у местной власти нет. Хотя в принципе поправить его несложно: положить старые трубы от нефтепровода, настелить доски. Но кого тронут горести деревенских людей?
??????? ????
Альберт Анисимович Сорин – директор музея природы в поселке Борок в Некоузском районе, а раньше преподавал биологию в школе. Недавно он совершил экспедицию в деревню Дуброва, что на берегу Рыбинского водохранилища. Оттуда до него дошли слухи, будто одна жительница, откинув крышку ящика с компостом, увидела несколько клубков змей. Пресмыкающиеся, судя по их поведению, устроились там хорошо и надолго. Альберт Анисимович решил проверить все сам. Сел на велосипед и, преодолев 15 километров, прибыл в Дуброву. Его сопровождал представитель власти – заведующий сельской территорией Александр Федорович Тимин. Они осторожно приблизились к ящику с компостом. Подняв крышку, убедились, что все правда: змеи клубились на радость биолога Сорина и даже линяли, оставляя для музея природы старую кожу, – ее он взял с собой. Прошло несколько дней – из Дубровы поступило новое сообщение: в ящике змеи отложили яйца...
//По сообщениям наших корреспондентов.