– Владимир Александрович, насколько устраивает бизнес существующие в регионе ставки ЕНВД?
– Сейчас через механизм согласования между некоммерческими организациями (НКО) бизнеса и областными властями удалось установить устраивающий обе стороны уровень налогообложения. Такая ситуация сложилась у нас с 2002 года. Но началось все с конфликта. С 1998 года, когда региональные власти получили право вводить «вмененку», представители бизнеса лоббировали свои интересы через отдельных депутатов облдумы. На этой волне возникло движение предпринимателей и налогоплательщиков. Однако затем областная администрация пошла на формализацию диалога с предпринимателями через их некоммерческие организации.
Надо заметить, что в ряде регионов власти устанавливают ставки, которые считают нужными, а предприниматели потом устраивают акции протеста. В прошлом году и в Ярославской области произошло некоторое недоразумение. В облдуму был внесен закон, в котором предлагалось налоговые ставки по налогу на вмененный доход увеличить в полтора раза, а по транспортному налогу и больше (по маршрутным такси – в 2,6 раза, по малотоннажным грузовым автомобилям грузовые перевозки – в 2,1 раза). Но благодаря сложившейся системе диалога потенциально конфликтную ситуацию удалось разрешить достаточно быстро. Из кабинетов спор бизнеса и власти не вышел. Налоговые ставки были установлены на компромиссном уровне.
– Как изменится механизм введения «вмененки» на 2006 год?
– В связи с муниципальной реформой трансформируется схема распределения налогов. ТПП РФ в лице ее президента Евгения Примакова предложила передать налоги от малого бизнеса на местный уровень, то есть туда, где он и работает. Принятые в декабре 2004 года поправки в Налоговый кодекс передают полномочия по введению «вмененки» и установлению ее ставок на уровень муниципальных районов и городских округов. Этот закон должен вступить в силу одновременно с началом деятельности реформированных органов местного самоуправления в январе 2006 года. Если необходимые нормативные акты органов местного самоуправления не будут приняты и опубликованы до 20 ноября 2005 года, то первый квартал будущего года все, кто работал на «вмененке», переходят на обычную систему налогообложения. В Ярославской области ЕНВД платят 16 тысяч субъектов малого предпринимательства.
– Как возможная отмена «вмененки» отразится на них?
– Это будет мощнейший удар по их бизнесу, а значит, по работникам и семьям. При «вмененке» отношения предпринимателя и налоговых органов предельно упрощены. Пока никто не знает, будет ли действовать в городе или районе ЕНВД. Времени осталось мало, поэтому важно механизм диалога между бизнесом и властью, сложившийся на уровне области, без потерь перенести на уровень муниципальных образований, чтобы ввести разумные ставки «вмененки» в срок.
– Есть опасения, что этот налог где-то не введут, что его ставки будут завышены?
– Диалог бизнеса и власти должен быть предметен, то есть каждая сторона должна оперировать цифрами, статьями законов. Когда система была стабильной, спокойно можно было вести разговор о ставках. Однако федеральное законодательство меняется настолько стремительно, что даже специалисты едва успевают прочитывать документы. Поправки в Налоговый кодекс, касающиеся «вмененки», были приняты в мае 2005 года, затем в июле. Они существенно меняют систему расчета налога. Например, сейчас на ЕНВД переведены предприниматели, занимающиеся оказанием бытовых услуг, перечень которых был в самом Налоговом кодексе. С 1 января 2006 года на «вмененку» можно перевести любые бытовые услуги по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утверждаемому Росстатом, кроме тех, которые запрещены НК. В классификаторе перечислены около 600 видов бытовых услуг, поэтому местным властям придется ломать голову – где вводить, где – нет. Это абсолютная новация.
По ходу рассмотрения июльских поправок в Налоговый кодекс появилось то, что не было в варианте, согласованном с федеральными бизнес-объединениями. Например, базовая доходность «вмененки», то есть средний уровень налогообложения увеличен в полтора раза. Корректирующий коэффициент К2 будет рассчитываться как набор коэффициентов, которые предстоит определить органам местного самоуправления. Можно установить, что предприниматель, торгующий на окраине Ярославля, при прочих равных условиях будет платить налог меньше, чем тот, у которого магазин в центре города. Ранее существующая система не позволяла учитывать территориальный фактор. С одной стороны, это творческая инициатива, а с другой – головная боль. Но основная борьба будет за то, чтобы не было полуторного увеличения «вмененки».
– Предприниматели будут ждать, пока в местных администрациях нарисуют цифры, а потом пойдут бунтовать? Или все-таки удастся договориться?
– На выездном заседании координационного совета по малому предпринимательству при губернаторе 7 июня 2005 года мы от имени ТПП доложили о мерах, которые надо предпринять, чтобы сделать безболезненным переходный период. Там присутствовали заместители глав по экономике большинства районов. Некоторые даже не знали, что на них свалилась «вмененка». В начале июля мы провели «круглый стол» наиболее продвинутых НКО бизнеса по «проблеме 2006 года», куда пригласили представителей администрации области, занимающихся налоговыми вопросами. Договорились совместно подготовить методические рекомендации по «вмененке» для муниципальных образований. Ведь до сих пор администрации городов и районов
просто не занимались вопросами налогообложения малого бизнеса. Действующий областной закон о «вмененке» продублировать нельзя, так как существенно изменились нормы законодательства по расчету ставки налога и перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на «вмененку».
Руководители Ярославской областной ТПП, Ярославской ремесленной палаты, регионального отделения «Опоры России», движения предпринимателей и налогоплательщиков отправили письмо мэру Ярославля Виктору Волончунасу с просьбой пригласить их представителей к участию в разработке проектов нормативных актов по «вмененке» и земельному налогу (его ставки также будут теперь устанавливаться на уровне города и района). Первый заммэра Валерий Величко дал положительный ответ. Возможно, мы успеем отработать в августе этот механизм в Ярославле, который затем можно распространить на районы.
– У областной власти остались полномочия по установлению налогов для малого бизнеса?
– Июльские поправки в Налоговый кодекс вернули некогда отмененную систему патентов в рамках упрощенной системы налогообложения, но неожиданно (в проекте закона этого не было) передали право на введение этой системы регионам. Это сделано было по настоянию НКО бизнеса, в том числе ЯрТПП, с чем мы еще два года назад обратились за помощью в Российскую ТПП. Об этой новации мы узнали только на днях, поэтому работа бизнеса и власти по патентам предстоит напряженная. Мы направили обращение губернатору с просьбой включить представителей НКО в рабочие группы по разработке налоговых законов, которые затрагивают интересы малого бизнеса.
– Не пострадают ли от перемен в налоговом законодательстве областной и местный бюджеты, из которых финансируется зарплата врачей, учителей?
– Не думаю. Во-первых, вопрос о ставках «вмененки» еще не решен. Во-вторых, малый и крупный бизнес живет не в безвоздушном пространстве. И слова о социальной ответственности для многих его представителей не
пустой звук. Так, на последнем заседании правления Ярославской ТПП принято обращение к предпринимателям с напоминанием об их долге платить зарплату «по-белому», что неизбежно должно сказаться на росте налоговых платежей. А это улучшит положение наемных работников в части их пенсионного обеспечения. Та помощь бизнесу, которая реализуется через изменение законодательства, возвращается увеличением налоговых поступлений, созданием новых рабочих мест.
//Беседовал Сергей КУЛАКОВ.