суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 11 августа 2005

Взятка как плата за бизнес в России

Один российский бизнесмен недавно создал компанию, которая занималась поставками оборудования в новые офисы и квартиры. Несмотря на то, что Россия переживает строительный бум, он едва не прогорел. Бизнес еле держался на плаву, но ситуация изменилась этим летом, когда два «посредника» организовали заключение контракта между этой компанией и областной администрацией. С тех пор бизнесмен получил четыре контракта и ожидает новых. Но успех имеет свою цену.

 

Этот бизнесмен сказал, что он платил взятки, которые составили 5 – 10 процентов от суммы каждого контракта. Самая большая взятка составила 90 тыс. долларов. Он относится к взяткам с отвращением, но говорит, что это неизбежная цена ведения бизнеса в современной России.

«Если хочешь быть конкурентоспособным, ты должен играть в эту игру», – заявил он в интервью. Этот бизнесмен согласился дать интервью только при условии, что не будут названы его имя, его компания и областная администрация, с которой ему приходится вести бизнес. Он опасается проблем с законом и того, что ему причинят вред или даже убьют. «Раньше это называлось взяткой, – говорит он, – сегодня это называется биз­несом».

Взяточничество, безусловно, не новое явление для России. Но, согласно результатам нескольких последних опросов общественного мнения и интервью с десятками рядовых россиян, в последние годы, при президенте Владимире Путине, взятки выросли и в количестве, и в размерах. Сейчас взятки затрагивают почти каждый аспект жизни.

Фонд «Индем», который находится в Москве и предпринял самые активные попытки измерить масштабы коррупции в России, в прошлом месяце провел опрос, который показал, что рядовые россияне платят взятки на общую сумму 3 млрд. долларов ежегодно, а предприятия – 316 млрд. долларов. Это почти в 10 раз больше того результата, который был получен во время первого опроса фонда «Индем», проведенного четыре года назад.

Общая сумма взяток в два с половиной раза превышает доходы, которые правительство собирает в бюджет, показало исследование. Это означает, что огромное количество россий­ских богатств поступает в «теневую преисподнюю» коррумпированных чиновников, не декларируется как доход, не облагается налогом и не служит социальным и экономическим целям государства.

В июне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе написала в своем докладе: «Слабость, неэффективность и коррупция всех ветвей власти – самые главные препятствия для дальнейшего прогресса в реформировании России».

Другие исследования также ставят Россию среди самых коррумпированных государств мира, помещая бывшую сверхдержаву в один ряд с развивающимися странами. Международная организация по исследованию коррупции Transparency International сообщила в своем последнем докладе, что по масштабу коррупции Россия следует за Нигерией, Азербайджаном и Ливией – странами, богатыми нефтью, но насквозь пропитанными взяточничеством.

Один очень богатый московский бизнесмен, который дал интервью на условиях анонимности, опасаясь подвергнуться преследованиям или политической мести (подобные опасения испытывали и другие люди, давшие интервью), сообщил, что взятки все чаще становятся необходимостью – либо для того, чтобы получить контракт, либо с целью защититься от инспекторов и прокуроров.

Согласно результатам недавнего опроса, проведенного Всемирным банком, 78 процентов российских компаний признались, что им приходилось платить взятки. Другой опрос, который провел консультативный совет иностранных инвестиций, созданный российским правительством и зарубежными корпорациями в 1994 году, показал, что 71 процент компаний считают коррупцию самым большим препятствием для иностранных инвестиций.

Президент фонда «Индем» Георгий Сатаров рассказал: один крупный бизнесмен признался, что ему приходится платить взятки пяти министрам правительства. На это уходит половина доходов бизнесмена. «Когда эта цифра достигнет 70 процентов, я закрою свой бизнес», – вспоминает Сатаров слова своего собеседника.

Один бизнес-консультант, который до недавнего времени работал с Евросоюзом над проектами в сфере экономического развития в Калининграде и Москве, сказал, что он постоянно сталкивался с чиновниками, которые требовали взятки, подарки или же настаивали, чтобы он принял на работу их родственников, не обладающих необходимой квалификацией.

Россия так сильно изменилась по сравнению с советским прошлым, что для многих «небольшая выплата» даже не является взяткой. Скорее взятка считается платой за решение трудных проблем или преодоление бюрократических проволочек. Она рассматривается как прибавка к скромным зарплатам честных во всем остальном российских государственных служащих.

«Это не их вина, а неспособность правительства создать нормальные условия для жизни», – говорит Ярослав Лиссоволик, главный экономист United Financial Group. Последний раз он платил взятку – как он сказал, «пару долларов» – для того, чтобы получить результаты анализов в клинике, где государственное медицинское обслуживание является бесплатным только в теории.

Один из докладов содержит вывод, что правительственные чиновники специально делают законодательство более запутанным, чтобы создать возможности для взяточничества. Как заметил один бизнесмен, работающий в строительной отрасли, «закон – это как Библия, они трактуют его, как хотят».

Американский бизнесмен, женатый на россиянке, заплатил взятку в 1000 долларов за то, чтобы решить проблему со своей маленькой дочерью. Она не могла получить российский паспорт, так как у нее не было регистрации в милиции. Но ее не могли зарегистрировать, потому что у нее не было паспорта.

Взяточничество стало общепринятой практикой. К примеру, взятки почти обязательны за поступление в наши университеты, даже туда, где обучение официально считается бесплатным для тех, кто прошел по конкурсу.

По оценке фонда «Индем», ежегодно на взятки деканам, профессорам и другим лицам, имеющим отношение к зачислению в университет, уходит 583 млн. долларов.

«Индем» и Московская высшая школа экономики называют 30 – 40 тыс. долларов как размер взятки за поступление в самые престижные университеты.

Молодые мужчины призывного возраста часто платят взятки для получения отсрочек от призыва. Один молодой человек из Екатеринбурга сообщил в интервью, что средний размер такой взятки в его регионе составляет 1500 долларов и что он и несколько его товарищей заплатили эту взятку. В Москве взятка за отсрочку от призыва – 5000 дол­ларов.

Известна взяточничеством и милиция. Один юрист москов­ской юридической фирмы рассказал, что недавно его подруга в пьяном виде вела автомобиль по Москве. Милиционер остановил авто, но ей удалось избежать ареста после того, как она вместе с сотрудником милиции подошла к банкомату и сняла 300 долларов. «Самое ужасное, что это считается абсолютно нормальным», – говорит юрист.

Опрос фонда «Индем» вы­явил одну положительную тенденцию – число россиян, желающих платить взятки, снизилось по сравнению с 2001 годом. Это свидетельствует о росте раздражения по поводу взяточничества. Тем не менее 53 процента опрошенных сказали, что они готовы платить взятки.

Критики Путина и даже некоторые его сторонники высказывают обвинения в том, что правительство сделало очень мало для серьезной борьбы с коррупцией потому, что коррупция проникла в верхние эшелоны власти. Это признает и сам президент, порой в резкой форме. «И государство в целом, и правоохранительные органы, к сожалению, у нас еще страдают от коррупции и от низкой эффективности своей деятельности», – сказал Путин в интервью государственному телеканалу в прошлом году. Президент добавил, что коррупция проникла на самые высокие уровни и речь идет о сотнях, десятках тысяч, а возможно, и о миллионах долларов.

Александр Лебедев, финансист и депутат нижней палаты российского парламента от пропутинской партии «Единая Россия», сказал в интервью, что коррупция будет процветать до тех пор, пока не будут приняты решительные меры, такие, как арест имущества в России и за рубежом.

«Вы можете найти заместителей министров, у которых есть особняки и яхты. Я знаю министров, которые являются миллионерами», – говорит он.

//Стивен ЛИ МАЙЕРС. Inopressa.ru.

Читайте также
  • 19.09.2012 Ибо мзда ослепляет...В нынешнем году оперативные работники УМВД России по Ярославской области из управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК)
  • 19.09.2012 Из первых рукУМВД России по Ярославской области проводит информационно- профилактическую акцию «Нет – коррупции!»
  • 29.03.2011 С дротиками на коррупцию Молодёжное движение «Наши» провело акцию «Молодёжь против коррупции». Созданная ещё в 2005 году организация нынче подзабыта. Вот
  • 09.12.2006 Доходное место – государство российскоеРоссия сегодня остается одной из самых коррумпированных стран мира. Такие заявления западных социологов вызывают праведный гнев многих россиян. Наши сограждане
  • 22.07.2005 Тарифы на взятки растут Российский бизнес платит в год взяток на 316 млрд. долларов – вдвое больше, чем сегодня находится в золотовалютных резервах страны. Эти данные обнародовал
  • 11.10.2002 Это не взятки, это "сувениры" Если верить московским ученым, в нашем регионе по сравнению с другими уголками страны практически нет коррупции. Бальзам на души ярославских чиновников
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Сделано в России Ярославские ученые разработали полупроводниковую технологию, позволяющую резко увеличить быстродействие
  • КрАЗ возвращается в Россию Дочерняя компания нефтяного холдинга «Лукойл» – ООО «Лукойл – Энергогаз» и украинский холдинг «Авто
  • Два миллиона на четырех депутатов Председатель облдумы Андрей Крутиков предложил увеличить число народных избранников, работающих на постоянной