У партии «Единая Россия» в Ярославской области на руках все козыри – местные отделения созданы во всех районах, чиновники разных рангов обеспечивают административную поддержку. Однако отсюда и проблемы – неповоротливость и безынициативность «партии власти», отсутствие самостоятельной идейной позиции. За все промахи власти отвечать перед избирателями будут именно «медведи», контролирующие две трети федеральной Думы и почти половину областной.
Партбилеты ЕР в Ярослав-ской области, по данным на начало 2005 года, имели 7276 человек (в России – 930 тысяч). Судя по социальному составу, «Единая Россия» в нашем регионе – организация элитарная. 37 процентов «медведей» имеют высшее образование, половина – служащие, каждый третий занят в промышленности. Но тяжесть массовых акций ложится на 300 студентов из «Молодежного единства». Именно им приходится перед выборами участвовать в возведении детских городков, чистить улицы и дворы. Так выглядит воплощение лозунга о партии реальных дел.
Сенсацией выборов по партийным спискам в облдуму стал относительно низкий результат ярославской «Единой России» – 25,98 процента (и все равно первое место). На федеральных выборах 7 декабря 2003 года «медведи» у нас получили 35 процентов и потому 14 марта рассчитывали также на 35 – 40 процентов голосов. Причину полууспеха можно объяснить только отсутствием во главе списка ЕР губернатора А. Лисицына и мэра В. Волончунаса. Первоначально планировалось, что именно руководители исполнительной власти города и области смогут в качестве локомотива втянуть «единороссов» в облдуму.
– Нам не удалось превратить систему местных отделений в единую команду, которая победила бы на всех уровнях выборов, – констатировал на конференции, где разбирались причины слабого выступления «медведей», секретарь регионального политсовета Николай Тонков. – У нас только ЕР располагает столь большим числом сторонников и достойной финансовой основой. Мы должны качественно работать!
– За нас было все телевидение, а мы не смогли представить внятную программу дейст-вий. Будем откровенны: мы проиграли выборы. Если не сделаем выводы, то скатимся до уровня мелких партий. Есть организация, поэтому должны быть активисты – люди, которые не за деньги, а за идею работают, – считает лидер переславского движения предпринимателей Альфир Бакиров.
ЕР в нашей области, несомненно, представляет реальную силу. В ее региональный политсовет входит весь административно-деловой актив. В облдуму прошло 16 депутатов от ЕР, это, как правило, руководители крупных предприятий. Бюджет партии по сравнению со многими другими астрономический – в 2004 году он составил 3,7 млн. рублей. Все, кроме 400 тысяч, поступило от центрального руководства партии.
«Медведи» способны в случае нужды вывести на улицу несколько тысяч человек (митинг в поддержку политики Путина 12 февраля 2005 года на Советской площади был самым многолюдным). Правда, массовость обеспечили студенты и чиновники, а решающую роль в организации акции сыграли работники администрации разного уровня.
При этом лидеры ЕР считают, что отмена выборов по одномандатным округам усилит политическую конкуренцию и две трети голосов ни одна партия не получит. Поэтому среди «медведей» началась внутрипартийная дискуссия о демо-кратизации «партии власти». По мнению главы комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, в коалиции, выступающей в поддержку Путина, должны образоваться две платформы – либеральная и социал-демократическая. А после выборов 2007 года они могли бы создать две самостоятельные партии наподобие республиканской и демократической в США, оттеснив остальные партии на обочину. Однако лидер ЕР Борис Грызлов пока осудил фракционеров. По его логике, «партия власти» у нас может быть только одна, как и генеральная линия.
ЛДПР всегда в цене
Либерально-демократическая партия России во главе с первым профессиональным политиком страны Владимиром Жириновским стабильно получала поддержку жителей региона (9,9 процента на парламентских выборах 1995 года, 8 процентов в 1999 году, 11 процентов в 2003-м). От местного партруководства результат голосования на федеральных выборах не зависит. А вот на выборах в облдуму в 2004 году региональный партсписок получил только 6 процентов.
По словам регионального координатора ЛДПР в 1998 – 2005 годах Владимира Порывкина, после перерегистрации в областной парторганизации состоит 750 человек (молодежь до 30 лет – более 60 процентов), хотя еще несколько лет назад партбилеты имели аж восемь тысяч жителей региона.
Ярославские жириновцы традиционно лояльны к федеральной и местной власти. Они поддерживают курс Путина на укрепление государства и по-этому вместе с «медведями» вышли на Советскую площадь в феврале 2005 года (правда, критикуя «перегибы», допущенные в ходе монетизации). В самой партии также установлена вертикаль – региональный координатор отчитывается о проделанной работе «лично перед Владимиром Вольфовичем». Основной способ партагитации – распространение газеты «ЛДПР», видео и аудиокассет с речами, выступлениями лидера, проплаченная пятиминутка на государственном ТВ.
В общественной приемной депутата от ЛДПР, курирующего нашу область (она же парт-офис), собираются жалобы и просьбы. Так, прихожане ярославского храма Михаила Архангела обратились с просьбой помочь вернуть икону XIII века, некогда реквизированную отсюда. 1 апреля депутат Госдумы РФ А. Головатюк выступил по этому вопросу на парламентской сессии. В итоге нижняя палата российского парламента запросила информацию о возможности возврата иконы Михаила Архангела, находящейся в запасниках Третьяковской галереи, в одноименный ярославский храм.
И все же назвать ярослав-ское отделение ЛДПР влиятельной политической силой язык не поворачивается. Местные лидеры жириновцев не раскручены, вероятно из-за нехватки денег, а следовательно, мало знакомы избирателям. Об этом свидетельствует и скромность партофиса отделения.
– Большая часть финансовых средств и оборудование в Ярославль идут от центрального отделения. На местном уровне деньги сейчас просто так никто не дает, их вкладывают, а значит, придется их отрабатывать. Мы так делать не хотим, для нас важнее сохранить соб-ственное политическое лицо, – заявлял в апреле Порывкин.
Но уже через месяц в региональном отделении произошел «дворцовый переворот». 20 мая своим личным решением Жириновский назначил новым региональным координатором ЛДПР депутата муниципалитета Ярославля Владимира Кашапова. К власти в парт-организации пришли молодые коммерсанты из только что созданной в муниципалитете фракции либерал-демократов. Порывкину дали пост «свадебного генерала» – представителя высшего совета в области.
– Наша цель – на выборах 2007 года получить в регионе 15 – 20 процентов голосов, – провозгласил Кашапов.
Финансировать подъем рейтинга ЛДПР, что должно принести 5 – 7 мест в облдуме, будущие кандидаты намерены в складчину, не обращаясь за каждой копейкой к Жиринов-скому.
Полномочия Кашапова должны быть подтверждены на региональной конференции ЛДПР в сентябре. Поэтому новая команда уже сейчас активно ездит по районам, нейтрализуя оппозицию и расставляя верных людей. А Владимир Порывкин информирует центр о деятельности своих сменщиков, подчеркивая авторитарный стиль их руководства. Он недоволен сменой районных лидеров якобы без согласования с существующим координационным советом. Но основная схватка за контроль над парторганизацией развернется, видимо, на сентябрьской конференции.
Демократы не объединятся никогда?
На выборах в Госдуму РФ в 2003 году «Союз правых сил» и «Яблоко» потерпели фиаско, не преодолев 5-процентный барьер. Идеология, рассчитанная на бизнес-элиту и образованную молодежь, не нашла поддержки у основной массы населения, а «продвинутый» электорат просто не пришел на выборы либо проголосовал за «Единую Россию». Ясно, что в 2007 году барьер в 7 процентов правым преодолеть будет неимоверно сложно.
Партии демократического толка привольно чувствуют себя лишь в Интернете. Там и рейтинги у них в 20 – 25 процентов. Так, именно из «всемирной паутины» удалось узнать, что в Ярославле существует отделение партии Ирины Хакамады «Наш выбор». По указанному в Интернете телефону удалось установить, что квартирует оно в офисе общественной организации «Центр социального парнерства» депутата муниципалитета Павла Исаева. Формальный лидер отделения – студент-политолог Андрей Становой.
Существует в области и отделение партии «Свободная Россия». Именно под таким названием хотела видеть свою организацию Хакамада, но неожиданно этот брэнд оказался занят. «Свободной Россией» назвала себя Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса. Ее лидер – Александр Ревякин, уральский бизнесмен, распространяющий аппараты безмедикаментозного лечения. Об ориентации партии свидетельствует портрет Путина, размещенный на официальном сайте. Опять же из Интернета можно узнать, что Ярославское региональное отделение возглавляет преподаватель ЯГПУ Галина Филиппова, с 1997 года – представитель сетевой компании «Счастье Жизни» в Ярославле.
В последнее время напомнила о себе Республиканская партия России Владимира Лысенко. После прихода в нее депутатов Госдумы РФ Владимира Рыжкова, Михаила Задорнова, Валерия Зубова о РПР заговорили как о базе для создания объединенной демо-кратической партии. Бывший лидер фракции СПС в облдуме Олег Виноградов уже выразил готовность возглавить объединение демократов в регионе.
Во время июньского визита в Ярославль лидер «Яблока» Григорий Явлинский заявил, что готов к альянсу с Хакамадой и Рыжковым, но на базе «Яблока». В апреле председателем ЯРО стал молодой предприниматель Андрей Гнатко. После скандального ухода в 2000 году Елены Мизулиной несколько лет ярославское «Яблоко» сотрясала кадровая чехарда, парторганизация практически бездействовала. Участие в выборах в облдуму в 2004 году, несмотря на привлечение финансовых ресурсов местного бизнеса, оказалось провальным (1,92 процента голосов). Но полученные тогда раны постепенно затягиваются, восстановлена численность (сейчас в регионе 530 членов).
– Нам нужны свежие силы, и не только молодые. «Яблоко» в лучшие времена в области набирало порядка 8 процентов. К этим результатам мы и должны стремиться, – говорит Андрей Гнатко. – Если бы уверенности в этом не было, зачем бы я пришел в руководство? Да, я работаю в бизнесе, но это вовсе не значит, что я взял партию «под себя», решать свои вопросы. Моя цель – сохранить и приумножить партию. Необязательно мы добьемся успехов сразу, нужно пройти долгую и трудную дорогу. У нас нет задачи попасть во власть любыми путями, мы это сделаем, пропагандируя наши идеи.
А вот с кем Явлинский объединяться наотрез отказался, так это с СПС, контролируемым Анатолием Чубайсом. С декабря 2003 года партработа в региональном отделении СПС находится в состоянии анабиоза. На выборах в облдуму правые выставили «запасной список» и получили два процента голосов, практически не потратив денег. Формально в парторганизации числятся 505 членов, но даже они, похоже, не очень понимают, что будет с партией завтра.
– Бездарная предвыборная кампания на выборах 2003 года загубила имидж СПС. Партия стоит на коленях. К нам не идут ни бизнесмены, ни простые люди, так как у партии нет лица, внятной позиции, – говорит остающийся председателем региональной парторганизации СПС Максим Гейко.
На недавнем съезде СПС внутрипартийная оппозиция во главе с Иваном Стариковым попыталась отстранить от руководства сторонников Чубайса и пойти на диалог с «Яблоком». Оппозиция в результате проиграла, но поддержавший Старикова Гейко в итоге даже смог войти в федеральный политсовет СПС. Он видит шанс партии в выдвижении новых молодых лидеров, которые вернут доверие электората.
Старые же вожди уверены, что смогут и сами победить, объединившись. В конце июня Ирина Хакамада призвала лидеров либеральных партий пойти в декабре этого года единым списком на выборах в Мосгордуму, чтобы скрепить альянс перед парламентской кампанией 2007 года. Она призвала Бориса Немцова, Владимира Рыжкова и Григория Явлинского «спуститься» с федерального масштаба, чтобы получить более 30 процентов депутатских мест в Мосгордуме.
Что ж, поживем – увидим.
//Сергей КУЛАКОВ, Денис ПАЛАТНИКОВ.
* * *
(Окончание. Начало в номере за 13 июля.)