Графа «против всех» появилась в избирательных бюллетенях на парламентских выборах 1993 года, хотя возможность выразить свое недовольство была всегда. При всевластии КПСС, правда, кандидат был один – от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Правильные советские граждане просто кидали незаполненный бюллетень в урну, голосуя за кандидата (по официальным данным, таковых обычно было 99,99 процента). На людей, которые заходили в кабинки для тайного голосования (где могли вычеркнуть кандидата), смотрели очень косо. В 1990 году, во времена «разгула демократии», рядом с фамилией кандидата появились сразу две графы – «за» и «против».
– Запрет строки «против всех» – прямое, циничное ограничение избирательных прав граждан, – считает ярославский социолог Борис Колодиж. – Власть последовательно наступает на гражданские права: отмена прямых выборов губернаторов, семипроцентный барьер для партий на выборах в Госдуму РФ... Все делается, чтобы прошли кандидаты от одной партии – «Единой России», а поле политической конкуренции исчезло. С моей точки зрения, депутаты облдумы, избранные по партспискам, очень слабо работают с избирателями. Теперь невозможно будет выразить им протест.
– Это нарушение принципов демократии, – уверен председатель комиссии по законодательству Ярославской облдумы Олег Виноградов. – Мы говорим о свободном волеизъявлении гражданина, а отсутствие графы «против всех» означает, что человека заставляют голосовать за одного из кандидатов. А если ему все не нравятся?
Случаи, когда на выборах побеждал кандидат «против всех», имели место и в нашем регионе. В 2000 году новый состав муниципалитета Ярославля не смог сразу приступить к работе, так как в значительной части округов люди голосовали против всех. В марте 2004-го на выборах в облдуму против всех партий проголосовало 12,87 процента избирателей, или 81 тысяча жителей области (третье место). От виртуального кандидата отстал даже блок Александра Цветкова (9 процентов).
Для одномандатников кандидат «против всех» тоже оказался очень опасным соперником. В ряде округов реальные претенденты на депутатство едва смогли его перебороть. В трех одномандатных округах весной прошлого года из-за протестного голосования выборы региональных думцев вообще не состоялись. В округе № 2 Дзержинского района «против всех» проголосовали 24 процента избирателей, а Елену Варникову поддержали лишь 14 процентов. В 15-м округе Рыбинска «против всех» подано 22 процента голосов, а за Александра Серого – на процент меньше. Перевыборы пришлось проводить и в 25-м округе (Ярославский район), где кандидат «против всех» (26 процентов) обошел директора ОПХ «Григорьевское» Июлия Кишкинова (20 процентов).
– Этот результат был для меня неожиданным, – признается Июлий Иванович. – Поначалу графу «против всех» я вообще не воспринимал. Вроде бы складывалось все нормально, а когда в шесть утра подвели итоги, выяснилось, что выборы по нашему округу не состоялись. Зачем люди шли голосовать? Чтобы выбрать этого анонимного кандидата? Из-за него деньги избирателей пришлось тратить на проведение повторных выборов. Если бы я сидел в облдуме, то проголосовал бы за то, чтобы эту графу отменить.
По мнению Олега Виноградова, причина произошедших сбоев во многом техническая. «Против всех» торжествовал, когда местные и региональные выборы были совмещены с президентскими. То есть люди шли голосовать за главу государства, а местных кандидатов просто не знали.
– Когда мы отдельно проводили выборы, кандидат «против всех» ни разу не побеждал, – констатирует Виноградов.
Второй секретарь обкома КПРФ Александр Воробьев говорит, что левые не согласны с отменой графы «против всех». Уже сейчас значительное число людей не ходят не выборы, так как не верят ни во что. Новый запрет отпугнет от выборов многих, кто пока голосует.
– Политически активные граждане все равно будут выражать свою позицию, – полагает Борис Колодиж. – Если не будет графы «против всех», они смогут уносить бюллетени с собой. Если и эту последнюю возможность протеста в рамках закона запретят, людям останется только выходить на улицы.
– Если человеку не нравится ни один из кандидатов, то у него есть полное право не ходить на выборы, – не видит трагедии в ликвидации последней строки бюллетеня Июлий Кишкинов. – А уж с явкой пусть разбирается избирательная комиссия.
Депутаты Ярославской облдумы, по оценке Виноградова, не поддержат отмену графы «против всех». Просто для депутатов, идущих по партспискам, эта проблема неактуальна.
– Да и многие депутаты-одномандатники чувствуют в себе силы набрать большинство голосов, – замечает Виноградов. – Кандидат «против всех» побеждает, когда в округе нет сильного «живого» кандидата. А зачем нам слабый депутат, который не умеет вести публичную дискуссию, убеждать людей в своей правоте?