Напомним, что 122-м законом РФ, известным как закон о монетизации льгот, все ранее имевшиеся привилегии заменялись прямыми денежными выплатами, что изначально вызвало недовольство части ветеранов. В результате для героев правительство предложило оставить прямые льготы и ввести ежемесячную денежную компенсацию в три тысячи рублей.
Дума посчитала эту сумму явно заниженной. В новом проекте правительства предлагается героям самим сделать выбор: или отмена льгот и денежная их компенсация в размере 20 тысяч ежемесячно, или предоставление прямых натуральных льгот тем, кому они выгоднее.
Но и этот компромиссный проект был встречен не «на ура». 6 июня около пятидесяти Героев Советского Союза, Социалистического Труда и России провели пикет на Горбатом мосту у Дома правительства. С их точки зрения законопроект размывает нравственную основу статуса героя и ставит героев разных лет в неравное положение.
– Сегодня в стране героев даже тысячи не набирается, – говорит председатель Ярославского областного совета ветеранов войны и военной службы Георгий Плотников. – А в нашей области живут всего три Героя Советского Союза, два Героя России и один полный кавалер ордена Славы. Мне кажется, это настолько уникальные люди, что одним законом всех равнять не нужно. Индивидуальный должен быть подход.
А что думают сами герои?
Герой России майор Алексей Михайлович Чагин потерял обе ноги в Чечне. Раненый, он отстреливался, удерживая позиции своего подразделения до подхода подкрепления. Выучился ходить на протезах, работал заместителем начальника отдела в Дзержинском райвоенкомате, сейчас на пенсии. На наш вопрос, что он предпочтет – льготы или выплаты, ответил не сразу:
– С этими льготами непонятная история. По федеральному закону их много, но действуют только те и в том объеме, который утвердит местная Дума. Слышал о неприятностях с лекарствами. Почему льготникам их монопольно поставляет фирма «Протек»? У нее многие лекарства дороже аналогичных в других фирмах. Даже государственные предприятия, такие как ГУПТИ, отказывают в льготном обслуживании. В законе написано: героев обслуживать вне очереди. Мне, например, надо гараж оформить. Сказали: в общую очередь! У налоговиков тоже нет к нам особого отношения. Так что все-таки денежная компенсация предпочтительней. Не надо будет людям, которым все равно – герой ты или не герой, доказывать свои права.
Летчик Василий Андреевич Попов был на фронте с первых дней войны. Сбил пять вражеских самолетов, дважды горел, выпрыгивал с парашютом. Последние два военных года перегонял истребители союзников из Фербенкса на Аляске в Россию. Звание Героя Советского Союза получил уже в мирное время за полеты на Северный полюс в 1948 – 1949 годах, когда военные летчики исследовали возможность базирования истребителей «Ла-11» на ледовых аэродромах. С авиацией был связан и на гражданке: в конструкторском отделе шинного завода занимался испытаниями авиационных шин.
– Мне больше по душе льготы, – считает Василий Андреевич. – С ними проще. Не надо никуда ходить, чтобы оплачивать счета. Я не плачу за электричество, квартиру, радио, телефон, кроме междугородних переговоров, но почти и не звоню. Есть льготы на бензин, на проезд по железной дороге. Мне уже 86 лет, ходить тяжело. Поэтому я бы выбрал льготы.
Герой Советского Союза Леонид Александрович Сергеев был удостоен «Золотой Звезды» за форсирование Днепра в далеком 1944 году. Взвод сержанта Сергеева тогда первым на лодках под пулеметным огнем переплыл Днепр и в упор подавил две огневые точки, чем спас многие жизни десантников, обеспечил успех прорыва. После войны бывший пехотинец служил в милиции, получил звание подполковника. Он, как и Василий Попов, сторонник льгот.
– Это не просто материально лучше. Главное – в том, что закон и власть оценивают тебя как человека с особыми заслугами перед страной, перед ныне живущими поколениями. А от нас хотят откупиться деньгами и в остальном уравнять со всеми. Это неправильно.
Разные мнения у героев о статусе. Но одно можно сказать твердо: отношение к заслуженным людям со стороны общества и государства не должно меняться, нивелироваться за давностью событий.