Это произведение уже звучало в Ярославле 7 мая. Для его исполнения объединились интернациональные силы: ярославский камерный хор «Глас», церковный хор Ханау (Германия), фестивальный хор Эксетера (Англия), хор мальчиков «Соколята» (Рыбинск), академический хор РГАТА (Рыбинск), Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Московский камерный оркестр. Солисты – Наталия Креслина (сопрано, Россия), Петер Шюлер (баритон, Германия), Эндрю Макензи-Викс (тенор, Англия); дирижеры – Найджел Перин (Англия), Сергей Шестериков (Россия), Дмитрий Волосников (Россия).
Впервые мысль о совместном музыкальном проекте к юбилею Победы над фашизмом высказал дирижер из Германии Кристиан Маузе в 2003 году, предложив художественному руководителю «Гласа» Валерию Тришину исполнить «Военный реквием» двумя хорами. В ходе обсуждения идея расширилась до международного европейского проекта с участием музыкантов из трех государств – Германии, Англии и России – при условии исполнения реквиема в каждой из этих стран. Согласие всех сторон было получено, и началась кропотливая многомесячная работа со сложнейшим нотным текстом.
Действительно, «Военный реквием» – одно из труднейших произведений нашего времени. Мощь и глубина воплощения состояний покаянной молитвы, отчаяния, стремления к очищению, ужаса перед смертью, успокоения, сложный музыкальный язык XX века требуют от исполнителей профессионализма, огромной эмоциональной отдачи и напряжения.
«Военный реквием» был создан Бриттеном к празднеству по случаю освящения восстановленного из руин собора Cвятого Михаила в английском Ковентри в мае 1962 года. Необычность замысла заключалась в том, что, сохранив каноническую форму католической заупокойной мессы, композитор включил в латинский текст реквиема трагические стихи английского поэта Уилфреда Оуэна, погибшего во время первой мировой войны в 1918 году. Бриттен посвятил «Военный реквием» памяти четверых своих друзей, павших в сражениях второй мировой, обозначив связь трагических событий разных времен и превратив свое сочинение в памятник жертвам всех войн. «Военный реквием» – это своего рода обращение к человечеству, страстный протест против жестокости и насилия.
Грандиозности идеи соответствует необычайно большой исполнительский состав. Два солиста – тенор и баритон, в сопровождении камерного оркестра, – находятся на переднем плане и представляют военную тему, переданную стихами Оуэна. Этот ансамбль музыкантов достаточно автономен, полифонически вписан в ткань реквиема, им руководит собственный дирижер. Второй план – большой симфонический оркестр, смешанный хор и сопрано соло, которыми управляет главный дирижер. Они исполняют канонический текст реквиема, символизируя общечеловеческую скорбь и мольбу к Богу об избавлении от страданий. Отдельно от первых двух групп располагается хор мальчиков, сопровождаемый органом (ими руководит третий дирижер): звучит поистине ангельское пение как воплощение неземного мира, прекрасного, недостижимого покоя.
19 и 20 марта 2005 года в Ханау состоялись первые концерты проекта, которые прошли с огромным успехом у публики и музыкальной прессы. Немецкие критики отмечали высокий профессиональный уровень, эмоциональность и вдохновенность исполнения. Газеты писали о том, что гениальная музыка Бриттена в исполнении интернационального коллектива, представленного как нациями-союзниками, так и нациями – противниками в бывшей войне, словно разрушила все границы, существующие в реальной жизни, и стала тем средством общения, объединения людей, которое воспринимается сердцем и душой, позволяя легко понимать друг друга. 18 июня состоится заключительный концерт проекта в Эксетере.
Огромную работу в течение полутора лет проводили менеджеры проекта: председатель общества немецко-русской дружбы «Ханау – Ярославль» Клаус Ремер, менеждер хора «Ханау – Канторей» Кристина Шмитс и менеджер ярославского хора «Глас» Владимир Дегтярев. Самое активное участие в организации концерта, приеме иностранных музыкантов и высоких гостей приняла мэрия Ярославля.
//Елена ЯНКОВСКАЯ, музыковед, преподаватель Ярославского музыкального училища.