местного самоуправления. Новый закон
«Об общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации» предписывает регионам дробить действующие муниципальные образования и создавать новые. Все это сопровождается
призывами правительства разграничить полномочия между центром, регионами и местным самоуправлением, а также декларируется необходимость определения собственных доходных источников для каждого уровня власти. Однако
эти заверения остаются лозунгами, не воплощенными в реальность.
В результате в регионах до сих пор неясно, как же будет работать новая раздробленная система местного самоуправления. На наш взгляд, его главный принцип – обеспечить на практике финансовую самостоятельность и заинтересованность местной власти, которая ответственна перед людьми за свою работу. Местная власть – самая близкая к людям, именно на ее плечах лежит решение многих тяжелых социально-экономических вопросов жизни населения. Чтобы она смогла это сделать, надо дать местному самоуправлению самостоятельные доходные источники, которые бы позволили ему решать определенные законодательством задачи.
На сегодняшний день все делается c точностью до наоборот. Все деньги поднимаются с мест из регионов на федеральный уровень, и только после этого их предлагается распределять по всей России. Не поддерживаются точки роста, отсутствует стимулирование продуктивной работы на местах. Таким образом, плодится сплошное иждивенчество. Деньги сверху имеют возможность получить те, кто больше требует или просит. Например, сейчас есть планы перевести финансирование части системы образования с местного на региональный уровень, что приведет к реальному сокращению бюджетов органов местного самоуправления. Так, бюджет Ярославля может сократиться с 5 до 2 млрд. рублей. Если эта тенденция будет продолжаться, то областной центр останется с бюджетом чуть больше 1,5 млрд. рублей. Что городские власти смогут сделать с такими средствами? Это лишь четверть расходов на ЖКХ, можно только убрать мусор. Такая политика абсурдна и губительна для местного самоуправления.
При этом регионы держат в неведении – мы не знаем, где находятся законы о разграничении полномочий между центром, регионами и местным самоуправлением, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы по закреплению доходных источников. Правительство применяет технологию заматывания вопроса – под ковром идут бесконечные изменения законопроектов, их разные варианты всплывают то здесь, то там, и никто не знает, куда же вносить конкретные предложения. В итоге законопроекты резко вынесут на рассмотрение Госдумы РФ, которая их примет без согласования с регионами, а нам скажут: вы опоздали с поправками.
В итоге может получиться, что вся затеянная федеральным центром реформа системы местного самоуправления обернется пшиком. К примеру, возникает вопрос – какие деньги мы будем делить между созданными мелкими муниципальными образованиями и что же это будут за органы местного самоуправления? А в планах федерального центра – переложить на уровень местной власти строительство, содержание дорог и инженерных сооружений, строительство жилья для нуждающихся, ЖКХ, пожарную охрану и т. д. Представьте, пять деревень и сел выделились в новое муниципальное образование. Где они возьмут деньги на решение этих задач, если у них априори нет налогооблагаемой базы? Если малые города отделить от большинства существующих сельских районов, они смогут жить нормально, но вокруг, в районе, будет просто нищета. Таким поселковым органам управления придется жить на дотации из областного бюджета, который в свою очередь будет зависеть от федеральной казны. Денег из Москвы в сельской глубинке будут ждать долго. Такая система централизации всех финансов и распределения их по всем уголкам и весям России из федерального центра крайне неэффективна, это показал еще советский опыт тотального планирования. Большая часть субъектов РФ превратится в иждивенцев, у которых не будет стимула лучше работать, наращивать налоговую базу, если деньги все равно свалятся из Москвы.
В связи с новым законом о местном самоуправлении возникает и кадровая проблема. Если следовать ему буквально, то в Ярославской области вместо 19 существующих должно появиться 242 муниципальных образования. В каждой новой территории необходимо как минимум четыре штатных единицы муниципальных служащих – глава администрации, заместитель, бухгалтер и делопроизводитель. Но где взять тысячу новых чиновников? Сегодня в стране нет системы обязательной подготовки управленческого персонала на муниципальном уровне, а для обучения грамотного специалиста необходимо 3 – 4 года. Да и никто в деревню так просто не поедет, если не решены вопросы с жильем, транспортом, инфраструктурой и зарплатой.
Мы прогнозируем, что в регионах будет максимальное сопротивление умельчению территории муниципальных образований. На местах будут очень взвешенно и консервативно подходить к вопросам выделения новых органов местного самоуправления. Нельзя создавать новое небольшое муниципальное образование без собственной доходной базы. В противном случае мы только увеличим клубок проблем, которые придется расхлебывать на региональном и федеральном уровнях власти. Мы считаем, что к таким важным вопросам, как реформирование местного самоуправления, надо подходить очень серьезно.
Андрей КРУТИКОВ, председатель Госдумы Ярославской области.