– «Рамоз» участвует в конкурсе с 1996 года, – рассказывает директор предприятия Алексей Окладников. – С первой же попытки завод стал дипломантом конкурса. В следующем году «Рамоз» завоевывает звание лауреата конкурса, затем в 2000-м и 2002-м снова становится дипломантом. И вот новая абсолютная победа, которую мы заработали упорным, кропотливым трудом. Объемный научно-практический труд, где отражена вся система обеспечения качества на предприятии, «Рамоз» с блеском защитил в областном управлении по качеству.
Впрочем, и осень, и начало зимы 2003 года оказались для нас на редкость урожайными. В рамках той же конференции состоялось награждение победителей всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России», и среди них снова «Рамоз» и его классное мороженое – пломбир «Морозко». Так что, покупая в магазинах наше мороженое (на новой обертке пломбира «Морозко»), вы непременно найдете отличительный знак принадлежности к сотне лучших товаров России.
В Адлере под эгидой Минсельхоза и Российской академии сельскохозяйственных наук прошел конкурс-смотр качества «Молочные диетпродукты-2003». Мы представили кисломолочные напитки «Семейный» и «Школьный», а также молоко для здоровья с лактулозой и витамином С. Итог – диплом 1-й степени и золотая медаль конкурса.
На ярославском областном смотре качества «Молочные продукты-2003» дипломом первой степени было оценено наше сливочное масло крестьянское, а также напиток «Снежок» и сметана. Октябрьский конкурс качества сыров и масел, организованный Российской академией сельскохозяйственных наук и Всероссийским НИИ маслоделия и сыроделия в Угличе, принес нам диплом и золотую медаль за высокое качество масла крестьянского, а также диплом и бронзовую медаль за сыр адыгейский. Конкурс, проводимый в рамках международной выставки «Покупайте российское», проходившей в Москве в декабре, принес «РАМОЗу» абсолютную победу за кефир и сметану. Дипломом второй степени был награжден творог.
– Насколько мне известно, и в 2002 году вы собрали щедрый урожай побед. Что дает предприятию столь мощное и неизменное участие в конкурсах?
– Победа в таких конкурсах для завода очень важна. Это – наш авторитет, заработанный трудом всего коллектива, наш настоящий имидж, признание в отрасли, на рынке, в деловых кругах. Эту «планку» мы для себя все время поднимаем и опустить уже не можем. Дорогого стоит признание наших покупателей, которые выбрали качественный отечественный продукт. И не ошиблись. Возьмем мороженое «Морозко» – пломбир и сливочное. Чем же ценится это нехитрое на вид лакомство? Тем, что вырабатывается этот продукт исключительно из натуральных компонентов – сливок, сливочного масла. Мы отказались от консервантов и искусственных добавок, от импортных растительных жиров, действительно более дешевых, но в их производстве часто используются продукты, влияние которых на здоровье весьма и весьма сомнительно, а порой, и это доказано наукой, негативно. Мы работаем исключительно с молочными жирами.
Рецептура и технология – старинная, традиционно классическая, которую давно признали и оценили по достоинству любители мороженого. Неудивительно, что технология не претерпела изменений с памятных, еще «гостовских» времен. Разумеется, натуральные высококачественные и полезные компоненты для мороженого несколько дороже растительных заменителей. Но цена рамозовского продукта остается доступной для самого широкого потребителя не в ущерб качеству. Так что не случайно «Морозко» высоко оценен на крупных всероссийских конкурсах. Замечу, такое мороженое с исключительно натуральными компонентами в России, кроме «Рамоза», практически больше не выпускает никто. Впрочем, и наше масло крестьянское ценится на рынке именно за многолетнее стабильное качество. А стабильность, верность традициям – это, как известно, признак хорошего тона во всем мире.
– «Рамоз» и сегодня остается единственным предприятием в области и в российской молочной отрасли, освоившим систему сертификации качества по ХАССП. С этой системой россияне мало знакомы.
– В июне мы завершили большую и уникальную работу, результатом которой стал переход на новую систему оценки качества продукции, – так называемую систему ХАССП. Английское HASSP – Hazard Analysis Critical Control Points – в буквальном смысле означает анализ рисков по критическим контрольным точкам. Контроль качества на предприятии уже был поднят на хорошую высоту, но появилась уникальная возможность для завода работать на уровне европейских стандартов. Европа, умеющая считать деньги, давно возложила заботу о качестве и безопасности продукции на самого производителя. Куда уж проще: не можешь обеспечить лучшее качество – нечего тебе делать на рынке.
Говоря простым языком, на предприятии весь технологический процесс досконально анализируется на каждой стадии. И выявляются участки или критические точки, где есть вероятность возникновения опасной ситуации, которая может повлиять на качество и безопасность продуктов питания. Каждая из критических точек отслеживается и находится под особым контролем. Идет проверка не только на конвейере, но и технического обслуживания и ремонта оборудования, его мойки и де-зинфекции, контроль технологической дисциплины, выполнение процедур хранения и реализации продукции, санитарно-гигиенических требований к персоналу, уборки производственных помещений, вывоза мусора, де-зинфекции, дератизации и т. д.
За два года существования системы в России было выдано около 30 сертификатов предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. Сертификат, выданный 7 июля этого года «Рамозу», имеет порядковый номер 27. Это единственный пока сертификат по ХАССП в молочной отрасли всей России.
– Сегодня понятие качество продукта значительно шире. Важно, чтобы продукт был не просто вкусным, свежим, безопасным. Он должен быть полезным для здоровья человека – будь то малыш или дама в возрасте...
– Именно так. Современный человек все больше отдает предпочтение здоровому образу жизни, и в первую очередь рациональному, полезному питанию, совершенно сознательно выбирая продукты именно по этим критериям. На «Рамозе» готовится к выпуску целая серия продуктов для здоровья. Кто сегодня не слышал про бифидобактерии? Мы предложим покупателю молочные и кисломолочные продукты для здоровья с витамином С и лактулозой, которая создает прекрасную среду для развития полезных бифидобактерий. Уверен, что эти продукты XXI века станут незаменимыми в каждой семье.
– Отшумевшие праздники Нового года и Рождества прекрасно показали, что мороженое – не только летний продукт. Что нового в вашей зимней коллекции?
– Все чаще люди отдают предпочтение хорошему мороженому как украшению праздничного стола, как излюбленному лакомству и детей, и взрослых. Это сладкий атрибут хорошей компании. Мы уже приступили к выпуску сливочных сортов и пломбиров с добавками – сгущенкой, карамелью, джемом и шоколадом. Зимний ассортимент – большой брикет трех видов: классический пломбир «Морозко», он же с карамелью, он же со сгущенкой. Мы освоили производство малого брикета на вафлях. А скоро на прилавках появится и наша изюминка – разные виды мороженого тортовой группы. Так что собирайте друзей!
Беседовала Марина МОРОЗОВА.