четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 13 апреля 2004

Национальные особенности свободы слова

Переключаем каналы

 

На прошлой неделе в Страстную пятницу Савик Шустер посвятил свою «Свободу слова» (НТВ) свободе религиозного вероисповедания в России. И собрал прелюбопытную компанию, готовую эту поистине животрепещущую тему обсуждать: от В. Гинзбурга, убежденного истрастного атеиста и нобелевского лауреата, до Н. Бурляева, актера с горящим взором неофита­фундаменталиста, и такого же непримиримого борца с растленным Западом и по совместитель­ству депутата Думы Н. Нарочицкой. Между ними уместились сын о.Александра Меня Михаил Мень, известный писатель Виктор Ерофеев, не менее известный теолог и полемист диакон Андрей Кураев, директор библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева, поэт Дмитрий Пригов, политолог Дмитрий Фурман и еще много кто. О,какие звенели мечи и скрещивались копья, какие страстные речи сотрясали воздух в студии! Какой нетерпимостью были напитаны иные филиппики по проблемам религиозной терпимости!

Интереснее всего было слышать мнение наших фанатиков, причем, что примечательно, вовсе не священнослужителей, голоса которых звучали на этот раз вполне мирно. А. Кураев даже сказал, что ему намного приятнее разговаривать с умным атеистом Гинзбургом, чем с оголтелыми ортодоксами от христианства. Имен он не назвал, но таких на встрече было всего два – Бурляев и Нарочицкая. Актер, сверкая очами, фактически требовал отменить статью Конституции об отделении Церкви от государ­ства: только государственное православие спасет Россию, погибающую в разврате!

Думская дама, прожившая ряд лет в Соединенных Штатах – надо надеяться, вполне безбедно, – яростно клеймила Америку, этот гнусный оплот «дебилизации всего мира». «Либерте!» – презрительно восклицала она, желая, вероятно, этим французским словом сказать, что «их свобода» нам не нужна, что западные моральные ценности «среднему русскому» ни к чему. Именно Запад принес в Россию эту нынешнюю «вакханалию порока». Аудитория благодарно поаплодировала. «Чему вы хлопаете? – недоуменно спросил Ерофеев. – На ваших глазах оскорбляют великую страну с выдающейся культурой».

А ведь и в самом деле. Не мешало бы политдаме вспомнить, что кроме авторов блокбастеров в обруганной ею стране за океаном были и сейчас есть писатели с мировым именем, там работали и работают огромное число тех же нобелевских лауреатов, что Америка дала приют не только самой Нарочицкой, но и Эйнштейну, Рахманинову, Стравинскому – этот список изгнанных из своей родины гениев длинен, хотя сама клеймящая США дама в этот список, увы, не входит. Что Америка – родина джаза, что там, если не ошибаюсь, чуть ли не три тысячи симфонических оркестров: в каждом университете – свой. Я сам присутствовал в Америке на потрясающем симфоническом концерте на открытом воздухе, где в полной тишине благоговейно внимали классической музыке (Рахманинов, Сибелиус, Брамс) приблизительно десять тысяч человек. Солировал знаменитый скрипач Исаак Перельман.

Не мешало бы вспомнить и о гуманитарной помощи России в самое трудное для нас время. Может быть, народная заступница не знает, что помощь шла из Америки в Россию, а не наоборот? И в тридцатых годах, и в девяностых.

Так что с духовностью в Америке все в порядке. Хотя дураков и политиков­демагогов там много – не меньше, чем в России.

О терпимости, в том числе религиозной. На военной базе НАТО меня привели в длинный барак, в котором я присутствовал на православном богослужении. До этого, сказали мне, там же прошла иудейская служба, а после настанет очередь ислама и протестантов. Что делать? Воскресенье, выходной, и всем хочется помолиться, не устраивать же столько храмов на территории одной базы! И ничего, никто не ссорится, просто составили удобное для всех расписание. А в маленьких американских городках рядом спокойно сосуществуют отдельные здания церквей самых разных конфессий. Причем верующие совсем нередко переходят из одного храма в другой.

А я несколько лет назад перед самой Пасхой проходил по Большой Октябрьской улице и увидел плакат, на котором какая­то протестантская секта приглашала желающих на разрешенное городскими властями богослужение. Вокруг всего плаката от руки было написано: «Протестантская сволочь и мразь! Убирайтесь из нашего православного города, покуда вас не вышибли!» Вот, поговорили два христианина накануне светлого праздника Христова воскресения...

А что до православия в современной России, то на встрече прозвучали любопытные цифры. Вот сведения М. Меня: 50 – 70 процентов россиян отождествляют себя с православием, из них 3 – 9 процентов это самое православие реально практикуют, 20 – 30 процентов иногда заходят в храм и знают пару молитв, остальные – верят в обряд, то есть, по сути дела, являются неоязычниками.

С Менем трудно не согласиться: обрядоведение – не православие и вообще не христианство, что бы исповедующие его ни говорили. Ничего нет плохого в том, чтобы покрасить яйца и съесть кулич. Только христианство­то тут при чем? Так что придется признать и правоту В. Ерофеева: повсеме­стное христианство у нас пока что не состоялось.

Вроде бы по­другому считает В. Гинзбург. Его цифры: 60 процентов у нас атеистов, 20 процентов теистов, 10 процентов агностиков и столько же – верящих в некий Абсолют, божественную силу, стоящую над природой. По какому ведомству их всех прикажете считать, спрашивает безрелигиозный физик­академик.

Впрочем, сдается, что цифры Меня и Гинзбурга не слишком­то сильно и расходятся, просто дело в том, что нам никак не договориться, кого считать верующим.

Заодно стоит, по мнению собравшихся, подумать и о том, что 96 процентов россиян, несмотря ни на что, доверяют Русской православной церкви и ставят ее на второе место только после нынешнего сверхпопулярного президента. А если учесть, что россиянам всегда была привлекательна идея сильной руки, то роль Церкви, получается, достаточно высока. Как патетически восклицал верноподданный Бурляев, «народ верит в Путина, как в помазанника Божия». Вот интересно бы послушать, что по этому поводу мог сказать Владимир Владимирович... Почему­то мне кажется, что от его ответа у Бурляева началась бы икота.

По поводу требования сделать православие государ­ственной религией и преподавать православие в школах. Как известно, диакон А. Кураев – фигура сложная и весьма противоречивая. Но на этот раз он нашел достойный ответ Бурляеву. Нет, сказал он, ни в коем случае нельзя навязывать православие всему народу, мы уже знаем, как это выглядело в дореволюционные времена. Не надо наваливать на Церковь государственную религию. Церкви и народу надо научиться общаться, не испытывая нажима государства. Надо, чтобы к нам пришли люди сами, без помощи государственного ресурса. Золотые слова и во время сказанные.

Ответил Бурляеву и Гинзбург: вы утверждаете, что Россия – православная страна. Я – атеист и еврей, но Россия – моя родина, и я ее люблю. Я требую соблюдения нашей Конституции, а если она вам не нравится – уезжайте! Бурляев в очередной раз сверкнул огненным взором, но что ответить по существу, не нашелся. Все­таки очень странно, согласитесь: до сих пор уезжать советовали гинзбургам бурляевы, а не наоборот...

И вот заключительные слова всех выступавших. Все, конечно, остались при своем мнении. Мне запомнилась речь Виктора Ерофеева, которую я приведу целиком: «Я со всей ответственностью заявляю: Бог есть!»

Ну что ж, вероятно, он знает, о чем говорит. Писатель все­таки.

Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ.

Читайте также
  • 11.01.2013 Музейные храмы в Ярославле передадут Церкви Ярославская митрополия уведомила историко-архитектурный музей-заповедник о том, что документ с просьбой о передаче храма Богоявления, церквей Ильи Пророка, 
  • 03.11.2012 Только вечность должна быть на наших весахЖители села Сарафоново Ярославского района готовятся к престольному празднику. Завтра 4 ноября – осенняя Казанская, праздник, который очень любим и почитаем русским народом.
  • 26.10.2012 Что там, за Власьевским сквером? Не опасаясь наступления холодов, археологи заложили в самом центре Ярославля новый раскоп
  • 23.10.2012 Сотворили такие картины, чтоб висели они без гвоздя «Как хорошо, что я вас встретил! – Вячеслав Сафронов был не просто взволнован, эмоции буквально переполняли его. – В храме Николы Мокрого
  • 28.03.2008 Церковь плохому не научитВчера в ходе конференции «Духовно-нравственное воспитание детей в Ярославской области: опыт и перспективы» между Ярославской епархией и правительством
  • 01.02.2006 Учиться и учиться человечностиВ эти дни в столице проходят традиционные международные Рождественские образовательные чтения, которые вот уже четырнадцатый год подряд проводит Русская православная церковь.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают