Губернатора Анатолия Лисицына, в прошлом директора рыбинской мебельной фабрики «Свобода», рассказ умельца немного расстроил. Гость удивился, что за восемь лет, прошедших с его последнего посещения мастерской Александра Хлапова, в ней мало что изменилось. Те же плохо обустроенные цеха, старое, самодельное оборудование, отсутствие нормальных подъездов к предприятию. Та же грустинка в глазах мастеров...
Борисоглебский предприниматель рассказал свою историю. Создав в 1990 году мастерскую «Возрождение», несколько мастеров-столяров занимались только художественной мебелью, росписью и резьбой по дереву. Сначала мастерская располагалась в маленьком деревянном доме, потом Александр решил расширить производство, купил заброшенную базу. У здания не было крыши и окон, отсутствовало отопление. На старом оборудовании невозможно было развернуть массовый выпуск элитной мебели. Предприниматель мечтал достать где-нибудь 5 млн. долларов, нанять 100 – 150 работников и открыть большое производство уникальных изделий из дерева.
Попытки Александра Хлапова продавать свою продукцию в магазинах Москвы и Ярославля в середине 90-х годов успехом не увенчались – кто-то задерживал расчеты, кто-то не смог сбыть мебель. Тогда мастер перешел на выполнение индивидуальных заказов, наладил также массовый выпуск дверей и окон. Только изредка, чтобы не потерять мастерство, золотые руки борисоглебских столяров берутся за элитную мебель. Так, мастерская сделала интерьеры и игровые столы для ярославских казино «Старый замок» и «Астория», ресторана «Русь». Изделия Александра Хлапова есть в администрации президента и ярославском «Белом доме».
Работает у предпринимателя 20 – 25 человек, средняя зарплата – около трех тысяч рублей. Больше не получается, сетует он, при этом с горечью говоря, что молодежь не хочет идти учиться на столяра. Предприниматель признает, что уже несколько лет сам топчется на месте, а его мечты становятся все нереальнее. Хочется ему купить современное оборудование и сушильную камеру, обустроить склады, выставочный зал. Самому это сделать не под силу, а с инвесторами работать Александр боится. Некий банк предложил ему выкупить полностью все производство, а предпринимателя перевести в разряд наемного работника. От таких предложений мастер сторонится.
– Опять идти на кого-то работать, когда свободу получил, не хочу. Лучше меньше зарабатывать, но самому, – считает борисоглебец.
Но разговор с губернатором его немного отрезвил. Конечно, если продавать стулья ручной работы в глухом поселке, то и за 2300 рублей их не купят. А если в Ярославле или Москве, в салоне элитной мебели, то выручить за такое изделие можно на порядок больше. Если умелец из Борисоглеба не может сам развить производство и наладить хороший сбыт продукции, значит он должен привлечь инвестора. А если сидеть на своих стульях и бояться поделиться частью собственности в обмен на грамотный менеджмент и обновление производства, это проблем не решит. Послушав Анатолия Лисицына, предприниматель сказал: «Я согласен на работу с инвестором, но нужны честные отношения».
Губернатор пообещал Александру Хлапову помочь с поиском бизнесменов, которые могли бы вложить деньги в талантливых мастеров. При этом глава региона заметил, что мастерской необходимо делать ставку на производство элитной мебели, спрос на которую будет только расти.