Юлия Денисенко, руководитель единственного в мире аттракциона «Белые медведи на коньках», премьера которого прошла вчера в Ярославском цирке, не скрывает своих симпатий к Грэму. У него с дрессировщицей установились, по ее словам, «особые отношения». Фаворит этого вполне заслужил.
Однажды на манеже самцы, не знающие куда силу девать, ни с того ни с чего затеяли потасовку. Хочешь не хочешь, дрессировщица, а бери в руки стэк и разнимай драчунов. Правда, попасть «под горячую лапу» в таких переделках пара пустяков.
Неизвестно, чем бы все кончилось тогда, если бы не Грэм, державшийся до того в сторонке. Вдруг возникнув из-за плеча слегка растерявшейся дрессировщицы, гигант в два счета показал зачинщикам, кто тут главный. И она успела понять, что медведь не кого-нибудь – ее защищает.
Так началась их дружба, хотя полярные медведи, что давно замечено натуралистами, большого доверия к людям не испытывают. Тем более, когда их заставляют вставать на задние лапы. Это их бурые сородичи любят на воле полакомиться витаминами, встав возле куста в полный рост. У полярных же нет такого природного навыка. Они охотники из засады, бесстрашные ныряльщики и стремительные пловцы.
Тридцать лет назад Александр Денисенко первым в отечественном цирке доказал, что дрессировке поддаются и белые медведи. Это он научил их ходить на задних лапах. А потом вместе со своей дочерью Юлей добился почти невозможного: поставил их на коньки. Четверка Юлии Денисенко, ее супруга и партнера Юрия Хохлова и вся их перспективная молодежь – трехлетки Дора, Мотя, Умка и Кнопа – теперь признанные мировые звезды, объехавшие полсвета, от Парижа до Гонконга.
День накануне ярославской премьеры «Цирка на льду» под руководством Яны Шевченко начался у белых медведей купанием в бассейне с холодной водой и плотной кормежкой. В дневном рационе у них по шесть килограммов мяса (импортное не едим), по паре кило рыбы, яйца, молоко, фрукты. Плюс рыбий жир, который, в отличие от самой рыбы, старожилы Арктики просто обожают.
К слову, никакое самое хитрое лентяйство на манеже не поощряется. Любой, кроме Грэма, может от дрессировщицы и дружеский подзатыльник схлопотать. Но работают эти мохнатые конькобежцы не за страх, а исключительно на доверии – за «вкусненькое». Для них лучшая награда за актерское мастерство – печенье. Но не любое, а высшего сорта, рассыпчатое. Чтобы к зубам не прилипало.
Юлиан НАДЕЖДИН.