СкуЧный аттракцион
Похоже, раньше всех запах жареного почувствовал Борис Березовский. Задолго до выборов в Госдуму он призвал к созданию широкой предвыборной коалиции из «правых» и «левых», которая должна была выступить против президента. Идея, как и следовало ожидать, провалилась.
Ныне борьба стала походить на аттракцион. Комично выглядело уже само выдвижение Ивана Рыбкина, за которым в полный рост встал лично Березовский, а последующие события, связанные с этим кандидатом, оказались еще более забавными. Ирина Хакамада, в поддержку которой выступил бывший заместитель Ходорковского Леонид Невзлин, заметалась между пафосными разоблачениями властей по поводу трагедии «Норд-Оста» и громогласными требованиями дать ей для теледебатов Владимира Путина. В общем, выйдя «на сцену», кандидаты, пользующиеся поддержкой олигархов, сникли.
Тут-то и появляется кандидатура Сергея Глазьева, который, вопреки решению блока «Родина» и собственным заявлениям, неожиданно выдвинулся кандидатом в президенты. Политик, многократно менявший свою политическую ориентацию, может представлять интерес для олигархических кругов.
Черный Ящик
За плечами у Глазьева и работа в правительстве, и большой стаж в политике. Впрочем, сам Глазьев старается говорить об этом как можно реже. На первом месте у «серьезного экономиста» – разговоры о перераспределении сверхдоходов. Правда, Глазьев старается не афишировать, на чьи средства развивалась его карьера «борца с олигархами».
В начале 90-х Глазьев работал в правительстве Гайдара. Реформы, как известно, проходили сложно – не обошлось и без обвинений реформаторов в коррупции. К примеру, именно с именем Глазьева пресса не раз связывала стремительный взлет ОНЭКСИМбанка. Позднее Глазьева обвинили в коррупции его же коллеги в правительстве – скандал был настолько громким, что министра внешнеэкономических связей вернули из самолета, направлявшегося в ЮАР. Да и о тесных контактах Глазьева с Березовским начали говорить задолго до того, как их свела вместе деятельность в Совете безопасности.
Каковы политические убеждения Глазьева? Был он и членом Демократической партии России, которую в свое время возглавлял Николай Травкин, и депутатом Госдумы, избранным по списку КПРФ. Развод и с той, и с другой партией не обошелся без скандала и претензий на лидерство. Расколом окончилась и короткая жизнь блока «Родина», в котором Глазьев считал себя реальным и единственным лидером. Неоднозначно деятельность Глазьева оценивали столь разные политики, как Анатолий Чубайс и Геннадий Зюганов. Непонятно отношение Сергея Глазьева и к войне в Чечне. Будучи теперь членом множества организаций, в которых неизменно присутствует слово «патриотический», нынешний кандидат в президенты в свое время активно участвовал в заключении небезызвестных хасавюртовских соглашений с сепаратистами. Не последнюю роль в той истории сыграл тот же Борис Березовский.
В начале августа 1996 года Сергей Юрьевич назначается начальником управления экономической безопасности РФ и активно включается в хасавюртовский процесс. Тогда же ДПР Глазьева распространяет заявление следующего содержания: «ДПР... полностью поддерживает и одобряет миротворческие усилия секретаря Совета безопасности РФ Александра Лебедя в Чечне». Напомним, что Российская армия в результате была вынуждена оставить Чечню, в контролируемый боевиками Грозный рекой текли бюджетные деньги на «восстановление» республики, и боевые генералы не без оснований назвали хасавюртовский мир предательством.
«Политические переходы», раздрай с бывшими соратниками в современной российской политике – явление привычное. Но амплитуда этих «идейных» колебаний Сергея Юрьевича очень уж широка. И на левом, и на правом фланге он уже успел так или иначе «обидеть» кого-то из своих экс-соратников. Зато не секрет, что слишком «гибкие» политики рано или поздно попадают в поле зрения олигархов. Чем более извилиста политическая биография, тем больше вероятность, что за ней стоят большие деньги...
Семен ФАДЕЕВ. «Аргументы и факты».