Кто, если не телевидение, формирует сегодня для нас образы тех, с кем нам предлагается дружить и враждовать?
Вот и на минувшей неделе…
Канал «Культура» широко и торжественно, а прочие каналы второпях отметили юбилеи Фазиля Искандера и Михаила Жванецкого. На фоне внезапных заморозков, на исходе бестолковой политической зимы мы попали в какой-то райский сад, где нас любят и понимают.
Как сходятся звезды! С разницей в пять лет в начале весны на южной окраине страны появились на свет два наших величайших современных сатирика. Жванецкий – царь эстрады, сумевший облагородить ее, придать ей осмысленное выражение. Абхазского перса Искандера некоторые ценители и вовсе считают крупнейшим русским писателем современности, и не без оснований. А сколько у них, если вдуматься, общего. У обоих и в старости молодое сердце, и даже трудно сообразить, что одному уже 70, а другому все 75. Тот и другой – натуры поэтические, даже их сатира ближе не к ядовитому Салтыкову-Щедрину, а к сентиментальному Диккенсу. Они любят человека со всеми его мелкими слабостями и смешными пороками. Искандер, кстати, и со сцены говорит всегда замечательно, я не раз его слушал и просто не знаю ему в этом равных в нашем писательском цехе.
Тем временем в передаче «Признаки жизни» на Рен-ТВ главный российский плейбой Артемий Троицкий выяснял, каков на сегодня в России образ врага. Каким-то непонятным для меня способом образы врага искались в Рунете. Список их, каким он получился у Троицкого, привожу без комментариев: 7-е место – бен Ладен, 6-е – Джордж Буш, 5-е – агент Смит, 4-е – Платон Еленин, 3-е – Владимир Путин, 2-е – человек из рекламы стирального порошка «Tide» («Вы еще не в белом? Тогда мы идем к вам!»), 1-е – телевизор.
Передача эта появилась недавно и не успела наскучить. Троицкий остроумен и подчас даже парадоксален. Он небезуспешно пытается соединить серьезное с игровым, намекая, что в нашей жизни от трагедии до балагана не такая уж большая дистанция. К тому же в его передаче можно увидеть тех, кто на государственных каналах не появляется ныне ни при какой погоде. Скажем, еще одного нашего, уже новейшего, сатирика – кремлевскую скандалистку Лену Трегубову. На вид – ну просто куколка Барби. Можно понять, как ей удавалось водить за нос солидных государственных мужей, притворяясь дурочкой. А потом она отмстила им, написав свою злую веселую книжку «Байки кремлевского диггера». (Дело даже не в том, что она злая или веселая. Дело в том, что Трегубова покусилась там на святое: на монументальный способ представления власти. Она низводит великое до быта и анекдота: «Мы доехали до ближайшего ремонта обуви, и Путин предложил подождать меня в машине, пока мне сделают каблук. Но тут я на секундочку представила себе со стороны весь комизм этой сценки: директор ФСБ поджидает журналистку у обувной мастерской – расхохоталась, поблагодарила его и призналась, что это уже выше моих сил. На прощание Путин, как я ни отбивалась, всучил мне подарочный набор из Изуми – бутылочки саке и специальные чашечки: «Я уже понял, что вы не пьете – ну угостите кого-нибудь из близких!»).
3 марта в выпусках новостей по всем каналам прошел сюжет: патриарх принял «олигарха», управляющего директора ТНК-ВP Виктора Вексельберга по случаю приобретения последним пасхальных яиц Фаберже. Не сразу даже поймешь, какая все-таки связь между патриархом, Вексельбергом и яйцами. И для чего вообще нам сообщили эту новость. Может быть, это и не новость вовсе, а застенчивый пиар?
Кстати, встреча эта совпала с далеко не столь афишируемым событием. В результате подковерной дипломатии Вексельберг закрепил за собой контроль за Ковыктинским газоконденсатным месторождением. Ковыкта эта расположена в 450 км к северо-востоку от Иркутска. Запасы газа там – 1,9 трлн. куб. м: 20-е место среди крупнейших месторождений мира. Ковыктинское месторождение исключительно перспективно с точки зрения экспорта газа на рынки Кореи и Китая.
А ведь еще в конце января начальник «Газпрома» Миллер строго указывал Вексельбергу, что тот Ковыктинским месторождением неправильно владеет и неправильно его использует. После этого аналитики начали говорить, что месторождение может быть отобрано «Газпромом». Все переменилось за считанные недели. И не последнюю роль в этом сыграла покупка Вексельбергом знаменитых яиц из коллекции Малкольма Форбса, согласованная в администрации президента.
Вот хорошее средство из врага стать другом! «Правильной дорогой идете, това...» Не у всякого, правда, хватит накоплений, но путь по крайней мере указан...
По мне же задача везти в Россию художественные ценности, когда-то созданные здесь, выглядит химерично. Произведение искусства принадлежит всему человечеству, а потому и не имеет никакого значения, где оно хранится. Может, я летаю слишком низко, но, на мой взгляд, лучше бы наши богачи субсидировали систему образования и актуальную культуру. Художнику и учителю нужно помогать, пока они, простите, живы.
Относительность представлений о врагах и друзьях демонстрируют нам дрязги в «Родине», веселившие зрителей в выпусках новостей. Однояйцевые соратники сделались вдруг заклятыми противниками. Похоже, у этих господ, врасплох попавших в Думу, началось форменное головокружение от успехов. Иначе как объяснить их базарный стиль выяснения отношений в узком блочном кругу. Я иногда заглядываю на сайт «Родины» и видел в тамошнем форуме горестные ламентации и невежливые разборки вчерашних энтузиастов в манере: «Абсолютно ясно – в ближайшие годы в Думе не будет патриотической некоммунистической оппозиции. Затеянная бывшими соратниками «Санта-Барбара» ничего, кроме досады и омерзения, не вызывает. Причем все хороши. Особенно Дмитрий Рогозин, так как в Думу «Родина» так хорошо прошла во многом благодаря С. Глазьеву и вопреки Д. Рогозину. Последнему следует помнить анекдот про «кто дэвушку ужинает, тот ее и танцюет». Грустно».
Грустно. Но не настолько уж. Все-таки весна. Все-таки на носу выборы президента, когда, я почти уверен, мы все как один... И т. д.
Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ.