– Анатолий Иванович, на ваш взгляд, что не удалось сделать старому кабинету министров? Каких действий вы ожидаете от нового состава правительства?
– У правительства Михаила Касьянова, несмотря на то, что это грамотный руководитель, не хватило сил и решительности на активные действия в экономике. Многие решения прежнего кабинета министров были близорукими и не способствовали значительному экономическому росту. Традиционно правительство делало ставку на получение доходов от нефтяных и газовых компаний, которые продают наши природные ресурсы за границу и дают максимальные платежи в бюджет. Не было серьезной политики по развитию и наращиванию собственного промышленного потенциала России. Застопорилась реформа банковского сектора, многие меры по поддержке малого бизнеса не были реализованы.
Фактически так и не были проведены административная реформа, преобразования в сфере налогообложения, пробуксовывает внедрение доступных для населения механизмов ипотечного кредитования строительства жилья.
Что сегодня происходит в промышленности? Предприятия понимают, что они отстают от иностранных конкурентов по темпам развития, производительности труда, затратам на производство продукции. Значит, им надо активно внедрять новые, современные технологии, перестраивать системы управления. И вдруг Госдума РФ отменяет льготы по таможенным пошлинам на ввоз оборудования, аналогов которого не производится в России. Сразу же возникает вопрос: а как мы должны стимулировать развитие нашего промышленного потенциала? Второй вопрос: почему ни малый бизнес, ни средние предприятия по-прежнему не имеют свободного доступа к длинным банковским кредитам с приемлемыми процентными ставками?
Сейчас в год 4 – 6 процентов рабочих уходит из промышленности. Куда должны устраиваться эти люди? Возможность трудоустройства может предоставить только малый и средний бизнес, который должен у нас очень бурно развиваться. Но его развитие тормозит недоступность длинных и выгодных банковских кредитов. Я уверен, что все эти проблемы должны найти отражение в программе действий нового правительства.
– Старое правительство согласовывало свои действия с регионами, учитывало мнения с мест?
– Прежнее правительство запомнилось тем, что работало в совершенном отрыве от политики и жизни регионов. Нашу роль в развитии экономики и социальной сферы кабинет министров во внимание не брал. В итоге регионы были предоставлены самим себе. За последние три года в правительстве ни разу не собирали всех губернаторов для обсуждения какой-то проблемы.
Примером таких недальновидных действий правительства служит ситуация с резким ростом цен на хлеб. Сначала министр сельского хозяйства Алексей Гордеев с гордостью отчитывался о небывалом урожае и поставках зерна за границу. А надлежащих мер по обеспечению стабильных поставок зерна в России принято не было, поэтому цены на зерно и хлеб под влиянием спекулянтов выросли на 50 и более процентов. За этот провал политики министерства, кстати, так никто и не ответил.
Второй негативный аспект, который нас очень не устраивал: Министерство финансов в последние годы занималось выкачиванием доходов из регионов в федеральный бюджет. В итоге создавался профицитный федеральный бюджет, Минфин рапортовал о хорошем пополнении казны, а мы латали дыры в бюджете и урезали все программы развития.
Это неэффективная политика, она не получает поддержки у населения. Во время выборов депутатов Госдумы России в декабре прошлого года избиратели уже четко разделяли ответственность между местными и региональными властями, с одной стороны, и правительством и Президентом России – с другой. Люди говорили, что за освещение улиц, порядок во дворах, нормальные дороги, вопросы ЖКХ отвечают местные руководители. Но все вопросы, касающиеся роста уровня доходов населения, повышения пенсий до достойного уровня, получения доступного жилья, находятся в ведении правительства. С него и спрос.
– Вы активно участвуете в работе правительства, не пропускаете ни одного его заседания, часто встречаетесь с министрами. Как вы считаете, не слишком ли у нас разросся этот центральный аппарат, зачем стране столько вице-премьеров, насколько эффективны министры, которые становятся телезвездами?
– Функции современного министра, если сравнить их с министрами СССР, сегодня очень обезличены и неконкретны. Тогда министр был величина, он получал положенные министерству финансы и был их распорядителем. Сегодня получить визу или разрешение министра мало что значит. Деньги надо выбить в Минфине, который сделали не кассой, а политическим органом, главным распорядителем государственных средств, который определяет, достоин ли тот или иной регион или отрасль, чтобы им дать деньги.
В правительстве была масса вице-премьеров, которые превращались в посредников и размывали всю ответственность за происходящее в стране. Что-то случилось, а виновных у нас нет – ни министр, ни вице-премьер за провалы не отвечают. Поэтому сегодня очень своевременны предложения о сокращении числа вице-премьеров и повышении роли и ответственности министерств. Большие надежды мы возлагаем на последующий четырехлетний период после выборов 14 марта, когда действительно должны быть запущены реальные механизмы развития экономики и социальной сферы в России.
– Вас не зовут в новое правительство?
– Таких разговоров не было. И меня самого это уже не интересует – на выборах я взял на себя обязательства перед ярославцами и должен их выполнить.
– Что для вас значат выборы 14 марта? Стоит ли на них идти, если вроде бы за нас и так все решат наверху?
– Для меня любые выборы – очень важное и ответственное событие. Я живу в России, поэтому прийти на выборы и проголосовать – это мой гражданский долг. Это показатель ответственности человека за судьбу семьи и государства. Только на выборах мы можем выразить свою позицию по поводу того, как должны развиваться страна, область, город или район. Безразличие здесь никогда ни к чему хорошему не приводило. В итоге за таких людей все решат другие, как это было в нашей стране очень долгое время.
Местные выборы для нас имеют не меньшее значение: создав хорошую структуру законодательной власти, мы сохраним политическую и экономическую стабильность в регионе и сможем реализовать наш потенциал. Плюс к этому активные и грамотные депутаты могут помочь людям решить многие коммунальные и бытовые проблемы.
Поэтому игнорировать выборы и не ходить на них никак нельзя, особенно сегодня. Для меня как руководителя региона очень важно, чтобы мои земляки продемонстрировали высокий уровень гражданской активности. Это наглядно покажет, что ярославцы активно участвуют в формировании всех органов государственной власти и местного самоуправления. Высокая явка избирателей для меня становится дополнительным аргументом на переговорах в Москве при отстаивании интересов региона, продвижении наших социальных программ, получении дополнительной финансовой помощи. Особенно актуально это для подготовки празднования 1000-летия Ярославля.
Москве активное участие ярославцев в выборах покажет, что если центр не будет в своих действиях учитывать интересы региона, то мы не будем молчать и открыто выскажем свою позицию. И с нами будут считаться.
– Есть ли опасность, что в связи со сменой правительства ярославские проекты, такие как строительство моста через Волгу или перинатального центра, будут заморожены?
– Все наши утвержденные проекты, в том числе и строительство моста, вошли в программу развития государства, поэтому вопросов по ним возникать не должно, финансирование предусмотрено. А вот за наши новые идеи и проекты, например строительство в Ярославле современного перинатального центра, придется еще раз дополнительно бороться, доказывать и объяснять. У нас есть наработанный опыт и уверенность в том, что мы отстоим интересы региона на федеральном уровне. Весной я планирую встретиться с Владимиром Путиным. С Михаилом Фрадковым я встречусь на ближайшем заседании правительства.
Но и мы сами не стоим на месте. Наша медицина и наука активно развиваются. Так, в клинике лазерной коррекции зрения Александра Тихова создана отечественная установка для диагностики и лечения больных с ослабленным зрением, которая ничем не уступает западным аналогам и при этом в два раза дешевле. Они оформили патент на изобретение и начинают серийный выпуск оборудования на базе ОАО «РОМЗ». Я им предложил поддержку. Мы также рассмотрим возможность выдвижения группы разработчиков установки на Государственную премию России. Здесь нужна будет поддержка правительства.
Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.