Особенно достается популярным в последнее время у населения сигаретам «Петр I» и «Ява золотая». Качество подпольной продукции, естественно, хуже оригинала. Уже минувшим летом курильщики со стажем стали замечать, насколько изменилось любимое зелье: после поддельных сигарет, как правило, возникают сильные приступы кашля.
Как отличить подделку
Наиболее простой способ определения фальшивой пачки – по номеру, указанному на акцизной марке в правом нижнем углу. Дело в том, что каждой марке сигарет присваивается свой собственный номер. Меняется он всего лишь несколько раз в год. Поэтому, если знать номер партии, фальшивые табачные изделия вычисляются элементарно.
С российскими сигаретами дело обстоит намного проще. На пачках отечественных подделок, выброшенных на российский рынок, существует ряд отличительных признаков. Так, например, на «Петре I» отсутствует отрывная лента с надписью «Петр I – всегда первый». Кроме того, и блок, и пачка поддельных сигарет светятся под ультрафиолетовым излучателем.
На пачках «Явы золотой» наклеена специальная марка с номером 770649. На боковой поверхности короба, блока и пачки с поддельной продукцией стоит надпись «АОА Бритиш Американ Тобакко-Ява». Эта надпись не используется уже с октября 1999 года, вместо нее появилась другая: «British American Tabacco Россия. Изготовлено под контролем БАТ Россия, 125040, РФ. Москва, 3-я ул. Ямского Поля, 9».
Охота на цеховиков
Для российских, особенно московских, курильщиков ситуация складывается не столь плачевно. Как выясняется, основной товар подпольщики экспортируют европейским «буржуям». А в России производство фальшивых сигарет составляет примерно 5 процентов отечественного табачного рынка. В основном подпольные пачки поставляются в глубинку.
Около года назад в Англии, Польше, Италии, Франции, Испании, Португалии и Германии появились крупные партии фальшивых сигарет LM и Marlboro. Сотрудники Интерпола, естественно, предположили, что поддельные сигареты нелегально производятся в одной из республик бывшего Советского Союза.
На упаковках – точных копиях фирменных – значилось: «Для использования в странах Евросоюза». Но вместо элитных сортов табака в российские суррогаты забивали табак самого низкого качества. Упаковочный материал контрабандой поставлялся из Прибалтики под видом упаковки для пельменей.
Обнаружить «табачных королей» удалось во Владикавказе. Но, как и следовало ожидать, к контрабандному бизнесу оказались причастны крупные чиновники, в том числе из системы МВД. Из-за утечки информации хозяева к началу операции успели вывезти все оборудование и готовую продукцию в неизвестном направлении.
Сотрудники столичных и региональных отделов по борьбе с экономической преступностью месяцами гонялись за подпольной фабрикой по всей стране, пока наконец не обнаружили ее в городке Михайлове Рязанской области. На этот раз опера едва успели поймать ловких цеховиков – те вновь оказались осведомлены о планах милиции.
Заводские склады были размещены в заброшенном цехе местного мясокомбината. Товар отправляли исключительно европейцам. В России не хранилось и не продавалось ни одной сигареты. Брак и отходы сжигали, чтобы не оставлять следов. Однако оперативникам удалось конфисковать «левые» сигареты на сумму более 3 млн. долларов.
Линию обслуживали исключительно наемные рабочие из других городов. Обитали они тут же, при «фабрике». Главное условие при найме на работу – никакого общения с местными жителями, полная изоляция. За молчание хорошо платили: техники, обслуживающие конвейер по упаковке сигарет, получали около 600 долларов в месяц.
О прибыли владельцев можно только догадываться: четыре дня работы фабрики – и готова полная фура сигарет. Себестоимость пачки составляла 10 центов, в то время как в Европе ее цена доходит до 5 долларов.
Очевидно, что такой бизнес невозможно было организовать без участия высокопоставленных покровителей не только на территории России. Главное – раскрутить всю цепочку.
На сегодняшний день оперативники работают более чем успешно. Но подпольный табачный бизнес – один из самых прибыльных во всем мире, он процветает и у нас. По оценкам независимых экспертов, ежегодный оборот табачной продукции в России составляет более 16 млрд. рублей.
На этом фоне миллионные убытки, нанесенные подпольщикам оперативниками, воспринимаются как комариный укус.