Оказавшись в Израиле, каждый человек прежде всего чувствует себя туристом. И нам накануне Рождества тоже удалось посетить святые места, дорогие каждому христианину. Незабываемые впечатления оставили озеро Кинерет, Капернаум, Ярденит. Мы побывали в Иерусалиме, видели храм Гроба Господня, Голгофу, церковь Успения Богородицы, Стену Плача. Святые места в Израиле воспринимаются как живая реальность. Рассказывая о библейских событиях, нам то и дело говорили: вот здесь ступала нога апостола Петра, а здесь - Авраама и Сарры...
Но мой рассказ сегодня - о другом. В сентябре была принята новая редакция Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". 11 ноября состоялась юбилейная сессия Конгресса муниципальных образований РФ в Колонном зале Дома союзов, на которой присутствовали первые лица государства. В связи с этим особый интерес для меня представлял опыт работы центра местных властей Израиля - организации, аналогичной нашему Конгрессу.
Мы так похожи
Самое главное мое впечатление - близость Израиля и России. Не было ощущения, что мы приехали в совершенно иную страну и должны адаптироваться в новых условиях. Мы легко понимали друг друга и говорили на одном языке. Мы встретились не просто с русскоязычными коллегами, а с соотечественниками, живущими на другой территории. Нас постоянно окружала дружеская атмосфера, искренний интерес.
Центр местной власти представляет интересы 265 городских, местных и районных советов Израиля на уровне правительства Израиля, в контактах с Еврейским агентством, профсоюзами и общественными организациями. Это негосударственная организация, которая не ориентирована на прибыль. Все финансовые поступления центра идут на покрытие его текущих расходов. Центр является связующим звеном между муниципалами и правительством.
При нем имеется комитет защиты прав женщин, мощная пресс-служба не по численному составу, а в смысле эффективной работы со СМИ. Руководители центра четко осознают, что вес, влияние и репутация политика в значительной степени определяются отражением его деятельности в прессе.
Нас встречал и сопровождал Михаил Гинкер - руководитель пресс-службы. Он живет в Израиле с 1998 года. Получив российское образование (педагог-психолог), он легко вписался в местную жизнь. В России занимался журналистикой и рекламным бизнесом. В центре местной власти Израиля выполняет обязанности не только пресс-секретаря (советника по связям с русскоязычной общиной) и руководителя службы репатриации и абсорбции (департамента по иммиграционным вопросам), но и курирует вопросы межмуниципального сотрудничества Израиля и стран СНГ. В муниципалитете Кармиэля является директором культурного центра и координатором совета по профилактике преступности и правонарушений.
Возглавляет центр мэр г. Кармиэля гн Ади Эльдар. Он репатриировался из Ирака в 1951 году, в 1989 году избран мэром г. Кармиэля, в 1994м - председателем центра местной власти. В октябре этого года он вновь победил на выборах с высоким результатом (более 80 процентов). Основной задачей центра он считает построение партнерских отношений с государственными и общественными структурами. Проблема взаимоотношений государственной и местной власти актуальна в Израиле, как и у нас, потому что, как считает господин Эльдар, архаичный закон о местной власти действует здесь со времен Британского мандата. По мнению Ади Эльдара (и в этом его поддержал вновь избранный глава правительства Ариэль Шарон), разработка и утверждение нового закона о местной власти должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. Ади Эльдар, будучи приверженцем еврейских традиций, одновременно является последовательным противником религиозного диктата и религиозной бюрократии. Он выступает за полное упразднение местных религиозных советов как бесполезного и дорогостоящего придатка и передачу их функций муниципалитетам.
Меня удивило, что центр 10 лет возглавляет мэр малого города. Это как тест состоявшего ся местного самоуправления и гражданского общества в Израиле, когда, независимо от места проживания, люди обладают равными правами и возможностями. Трудно представить, что российский Конгресс возглавляет мэр малого города. В этом различие психологии нынешних россиян и израильтян.
Четыре кита
Центр местной власти - не просто общественная организация, объединяющая муниципалитеты и взаимодействующая с правительством. Это одновременно методический центр, который занимается новейшими технологиями управления, в том числе компьютерными. При центре действуют четыре дочерние компании.
Компания по автоматизации на 60 процентов принадлежит центру и на 40 процентов - правительству Израиля. Это крупнейший поставщик программного обеспечения для местных органов власти. Одна из ее главных функций - развивать и обслуживать задействованные в муниципалитетах компьютеризированные системы, связанные с передовыми технологиями.
Экономическая компания, принадлежащая центру местной власти на 90 процентов и региональным советам на 10 процентов, существует с 1974 года и занимается реализацией экономических проектов. Через эту компанию муниципалитеты приобретают абсолютно все по типу муниципальных заказов, начиная от покупки компьютеров и кончая уборкой образовательных учреждений.
Заинтересовала нас компания МИФАЛЬ ПАИС, занимающаяся проведением лотерей. Средства, вырученные компанией в качестве прибыли, идут на возведение детсадов, школ, молодежных клубов, клубов пожилых людей, дворцов спорта, больниц, оздоровительных и реабилитационных центров и др. Одновременно при центре существует финансовая корпорация. Третью ее акций владеет центр местной власти, столько же принадлежит правительству Израиля, такая же доля находится в совокупном владении крупных израильских банков.
Корпорация оказывает муниципалитетам финансовые услуги, предоставляет им ссуды и является главным агентом в двухсторонних расчетах между правительством и местными органами власти.
Денег хватает на все
Особая тема, которая интересовала меня как мэра, - инвестиции. Этот вопрос в Израиле -государственный: 30 процентов всех средств, которые идут на места, инвестирует само государство. Для увеличения инвестиционной привлекательности, по словам Ади Эльдара, большое значение имеет предоставление льгот по налогам и плате за землю. Так, инвесторам в первый год муниципалитет предоставляет 75 процентов льгот по местным налогам, во второй- 50 процентов, в третий - 25процентов. За землю инвесторы платят 10 процентов от стоимости аренды земли, причем эту льготу дает государство.
Газ, электричество и вода -полностью принадлежат государству, а все остальное - частное. Если говорить об услугах, то образование, социальная сфера, здравоохранение, экология полностью оплачиваются из государственного бюджета, остальные - из местного.
Израильское образование иего уровень все время являются предметом горячей полемики. С одной стороны, в детей вкладывается действительно очень много. Практически все школы кондиционированы, компьютеризированы. Выглядят они, особенно изнутри, гораздо веселее, чем российские учреждения образования.
Школьное образование разделено на три уровня: начальная школа (1 - 6 класс), промежуточная ступень (7 - 9 класс), старшая школа (10 - 12). Младших школьников загружать учебой не принято (точнее, так построена школьная программа), зато учащиеся выпускных классов вынуждены "пахать" над уроками не разгибаясь. В противном случае они не смогут сдать экзамен на аттестат зрелости. Достаточно сказать, что лишь около 55 процентов израильских выпускников получают по окончании школы аттестат зрелости.
Что касается финансового аспекта организации образовательного процесса на местах: 75процентов средств перечисляет министерство просвещения, 25выделяют из своих бюджетов муниципалитеты. Педагоги и директора школ числятся на ставках минпроса. Техперсонал - на муниципальных ставках.
Оазисы в пустыне
Успех города, по словам Ади Эльдара, объясняется прежде всего вложением в капитал города и в просвещение. Его представление об успехе Кармиэля совпадает с моим представлением об успехе любого города: привлечение инвестиций (т. е. создание капитала) и умножение интеллектуального потенциала народа. В Израиле сравнительно невысокая цифра безработицы - 6 процентов, этому способствует широко развитая сеть бизнес-инкубаторов(обучение специальности). Оплата производится в равной степени государством, муниципалитетом и частными общинами.
Кармиэль - промышленный город. И при этом там есть бедуины - степные кочевники. Живут они в оригинальных жилищах - что-то среднее между шалашом и землянкой - и пасут коз при всем честном народе. Сами они грязные, неухоженные и романтических чувств не вызывают. Для них построены комфортабельные квартиры с учетом их пожеланий (например, на солнечную ли сторону выходят лоджии) - а они ни в какую не хотят переезжать. И это серьезная проблема для Кармиэля.
Как говорится, нам бы их проблемы...Земля Израиля - сплошная пустыня. Но в городах на привезенной земле растут пышные пальмы, разбиты клумбы, газоны. Города Израиля - это города сады. И тот труд, который нужен для создания этой красоты, несопоставим с трудом в наших условиях, на своей, плодородной земле. И тем больше удивляешься, почему же у нас несравнимо меньше клумб и цветов на улицах? Израильтяне, например, проводят "Праздник нового дерева". Местное сообщество организует посадку саженцев, и делается это красиво: с оркестром, музыкой, танцами. Посаженное дерево приобретает своего личного "ухажера",который заботится о нем всюжизнь.
Память
В Иерусалиме посадили6 млн. сосен - в память о погибших в войне евреях. Тема геноцида еврейского народа присутствует в Израиле везде. Поражает своей масштабностью созданный на нескольких гектарах"Мемориальный комплекс памяти жертв Катастрофы европейского еврейства Яд Вашем". Каждое утро в 11 часов здесь зажигается факел в память о шести млн. погибших евреев. Идеология этого музея такова: каждый еврей должен иметь надгробие, а поскольку многие пропали без вести, были сожжены в газовых камерах, тона каждого погибшего заполняется анкета, списки составляют композицию зала мемориала и служат как бы надгробием.
Я подумала, что у нас далеко не во всех российских городах есть музеи, посвященные Великой Отечественной войне.
За будничной суетой мы упускаем самое важное в жизни - память. Да и на уровне России, в столице, нет такого мемориала, как Яд Вашем в Иерусалиме или Родина-мать в нашем Волгограде - Поклонная гора, к сожалению, не состоялась в таком значении.
Война войной, а жизнь идет
Когда я собиралась в Израиль, многие задавали мне вопрос: не пугают ли военные действия? Страха у меня не было. В первый же день мы увидели юношей и девушек в военной форме, с автоматами на спине и- со спокойными, улыбающимися лицами. Обстановка для них явно привычная. Надо отметить, что израильтянки умеют носить форму, оставаясь красивыми и привлекательными. Маечка, брючки-бананчики, пилоточка заткнута за погончики, на ногах современные мягкие ботинки -и это производит эстетически приятное впечатление.
В нескольких километрах от Иерусалима, среди милого библейского пейзажа, на холме раскинулся Вифлеем. Кругом простираются широкие луга, на которых пастухи пасут овец и коз. Эти поля помнят идиллическую историю нежнейшей любви Руфи и Вооза, рассказанную в книге Руфь Ветхого Завета. И Вифлеем, святой город для евреев, поскольку здесь родился первый из великих иудейских царей Давид, стал святым и для христиан, когда здесь родился Сын Божий. В Вифлееме на этот раз мне побывать не удалось, он не доступен для посещений -там идет война...И все же война войной, а жизнь жизнью - она течет в целом спокойно и размеренно. В частности, дочь моего друга Льва Минишина тоже служит в армии военным врачом, летом вышла замуж - за военного врача. Только один день в неделю военным разрешается быть дома. И, несмотря на это, особенного беспокойства по поводу этого брака со стороны родителей я не почувствовала. Евреи -особый народ, привыкший к испытаниям за долгие три тысячелетия
.Меня порадовало, как живет в Израиле семья Минишина. Супруги имеют стоматологическую клинику. Живут они в доме, где занимают целый этаж. Ностальгии он не испытывает.
Вспоминает только отдельных людей из России. Наша встреча была короткой, но искренней и теплой.
- Россия и Израиль гораздо ближе друг к другу, чем кажется на первый взгляд, - отметил Ади Эльдар. - И если правительствам двух стран не удается поддерживать по-настоящему тесные и теплые отношения, то местным властям ничто не мешает дружить и сотрудничать.
Несмотря на централизацию управленческих аспектов, в Израиле чувствуется приоритет личности над государством. Асамая главная ценность, как в любой демократической стране,- личностная свобода. И одновременно - ответственность личности перед государством иобществом.
Элеонора ШЕРЕМЕТЬЕВА, мэр города Углича.