Необходимость такой работы продиктована значительными сроками назначения пенсий. В настоящее время не более 50 процентов всех пенсий назначаются в течение 10 дней с момента обращения. В большинстве случаев основными причинами длительных сроков назначения являются неточные записи в трудовых книжках, требующие представления дополнительных справок. Много времени тратится на сбор сведений о заработной плате за 60 месяцев.
Вышеуказанные документы являются основой для оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1.01.2002, предусмотренной федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно данному закону трудовые пенсии состоят из нескольких частей: базовой, страховой, а позднее в трудовых пенсиях по старости и по инвалидности появится и накопительная часть.
Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированных (твердых) размерах в зависимости от вида пенсии, степени ограничения способности к трудовой деятельности, категории пенсионера.
Страховая часть определяется исходя из пенсионного капитала.
Пенсионный капитал за период после 1.01.2002 формируется за счет страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд России за застрахованное лицо. За период до 1.01.2002 производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Для оценки пенсионных прав необходимо определить расчетный размер трудовой пенсии исходя из трудового стажа за период до 1.01.2002 и заработка за 2000 – 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд. Что касается трудового стажа, то для оценки пенсионных прав во внимание принимается общий трудовой стаж. Согласно пункту 4 статьи 30 закона от 17.12.2001 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая календарно, в которую включаются:
1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
3) служба в Вооруженных силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных вооруженных силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
4) период временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
В 2003 году страхователи представили в территориальные органы ПФР по месту своей регистрации сведения о трудовом стаже работников за период до 1.01.2002. Эти сведения были камерально (а в отдельных случаях и документально) проверены и занесены на лицевые счета застрахованных лиц. При этом сведения за период с 1.01.1998 по 31.12.2001 были сверены с уже имеющимися сведениями, представленными работодателями и введенными в базу данных системы персонифицированного учета. При сравнении было выявлено много расхождений. Большая часть ошибок была допущена работодателями при составлении индивидуальных сведений о стаже и заработной плате за 1998 и 1999 годы. В этом же периоде происходила регистрация застрахованных лиц в системе персонифицированного учета. В соответствии с пенсионным законодательством трудовой стаж за период до регистрации в системе персонифицированного учета принимается по трудовой книжке, а также по соответствующим справкам, выдаваемым предприятиями и организациями, за период после регистрации в системе персонифицированного учета – по выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В процессе назначения пенсии выявляются расхождения между указанными документами, для устранения которых требуется проверка первичных документов о стаже. По результатам проверки, как правило, необходима корректировка занесенных на лицевой счет сведений, а в отдельных случаях – дополнение сведений.
Исправление ошибок порой приводит к значительному увеличению сроков назначения пенсий.
В декабре 2004 года территориальными управлениями Пенсионного фонда РФ в нашей области производится уведомление страхователей о лицах, у которых в первом квартале 2005 года возникает право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях, то есть женщинах, достигающих возраста 55 лет, мужчинах – 60 лет. Уведомления должны быть вручены и самим застрахованным лицам, которым сообщается информация общего характера, а также конкретные сведения, уже имеющиеся на данного гражданина в системе персонифицированного учета: отношение его среднего заработка за 2000 – 2001 гг. к среднему заработку по стране за тот же период и сведения об общем трудовом стаже. Будущему пенсионеру необходимо обратить особое внимание на первый показатель, так как если указанное отношение окажется меньше, чем 1,2, необходимо оценить другой вариант, когда заработная плата берется за 60 месяцев подряд по справкам, представленным предприятиями и организациями. Составление таких справок требует времени, особенно в тех случаях, когда предприятие находится в другом регионе Российской Федерации, в странах СНГ либо уже ликвидировано и документы переданы на хранение в архивные учреждения. Второй показатель, указанный в уведомлении, – общий трудовой стаж – может быть неточен по причине непредставления индивидуальных сведений о стаже за период до 1.01.2002 на данное застрахованное лицо, а также несовершенства программного обеспечения при формировании уведомлений на данном этапе информирования.
В любом случае заблаговременное обращение за трудовой пенсией по старости, а закон предусматривает такую возможность за месяц до достижения пенсионного возраста, позволит установить пенсию своевременно. В Ярославской области предусматривается уведомление застрахованных лиц соответствующего возраста накануне каждого нового квартала.
//Людмила АНТОНЫЧЕВА, начальник ГУ – УПФР по Кировскому району Ярославля.