– Александр Николаевич, прошло полгода со дня вашего избрания первым лицом района. Каким вы знали район, когда приняли решение баллотироваться на должность главы, и каким вы знаете его сегодня – что называется, по факту. Намного изменились впечатления?
– Честно говоря, здорово изменилось. Хоть я и давно в районе работаю – с 1984 года, и знаю его прекрасно. Людей, предприятия, сельскую коммуналку... Район много потерял за 12 лет совместной жизни с городом, довольствуясь пресловутым остаточным принципом. Сегодня и ЖКХ, и дороги в жутком запущении. Единственно, что нормально функционирует – сфера образования. Школы, детсады. Конечно, есть и здесь проблемы, но эту отрасль селяне сберегли. Остальное – полный провал.
– Вы уже объездили весь район, побывали во всех поселениях. Как живут люди? Какое настроение? Надеются ли на власть или уже ни на что не надеются?
– Да неважно живут. Больших надежд на власть нет уже давно, по-моему. Возьмите поселок Великий Мох, который полностью отрезан от цивилизации. И таких селений в районе немало. Люди уже махнули на все рукой, кто-то смирился, кто-то сам выбирается. Пьет деревня...
Безусловно, нужен перелом, который наступит тогда, когда будут реальные дела. Этот год для района потерян, бюджет сверстали с огромным дефицитом, и серьезных перемен в этом году ожидать не стоит. Главная задача сегодня – поддержать всю инфраструктуру в работающем состоянии, подготовить предприятия ЖКХ к зиме. И сделать все, чтобы уже следующий год принес реальные перемены.
– Вот о реальных делах и поговорим. Что нужно селу в первую очередь, чтобы жизнь не затухала? Дороги и газ. Может, здесь и начнется тот самый перелом?
– По газификации уже сделано немало, есть чем порадовать рыбинское село. Сейчас ведется проектирование долгожданного газопровода Тихменево – Глебово. Там, глядишь, и Погорелку подтянем. Проектируем газопровод на села Шашково, Сретенье. В поселок Каменники уже прокладывается ветка, а дальше – Свингино. Деревня Артюкино в этом году будет газифицирована. Начали прорабатывать прокладку газопровода от Южного кладбища до Черной речки. Газ придет в 800 домов в деревнях и селах, которые на этой трассе. С 2007 года финансирование будет открыто. Еще прорабатываем газификацию по направлениям на Милюшино, Арефино и другим.
С дорогами пока сложней. Какие-никакие они есть только до центральных усадеб. Дальше – беда. Разрабатываем программу по дорожному строительству. Планируем попасть в областную программу.
– О чем больше всего болит голова?
– О коммуналке, конечно. Котельные, трассы. Подача воды в таком жутком состоянии... Не сегодня – завтра жди ЧП. В этом году уже начали реконструкцию котельных в Волкове, в Песочном меняем котлы, к началу отопительного сезона завершим строительство новой котельной в Дюдькове. Реконструируем школьную котельную в Милюшине. Шашковский семиквартирный дом тоже переведем на электроотопление. Еще нужно ремонтировать десятки километров трасс. Масса проблем в соцсфере. В здании детсада в Октябрьском обрушивается стена, в Дюдькове детский сад требует срочного вмешательства. На подготовку к зиме выделено 5,2 миллиона рублей плюс 11 миллионов – на капитальный ремонт. Серьезная задержка – из-за необходимости проведения муниципальных конкурсов среди подрядчиков, которые завершились в начале сентября.
– Знаю, что работой районного предприятия ЖКХ жители села очень недовольны, явно назрела реформа. Какие планы на этот счет?
– Действительно, по работе РО ЖКХ масса нареканий. Этот неповоротливый, не реагирующий на потребности населения монстр будет расформирован. Уже в сентябре в районе будут работать четыре предприятия – Управляющая компания, МУП «Каменники», которое возьмет под свое крыло кроме Каменников еще Судоверфь и поселок Юбилейный. Третье предприятие будет обслуживать ярославское направление, а четвертое – весь остальной район.
– В этом году район не участвует в программах «Расселение ветхого жилья» и «Жилье для молодых семей»...
– После разделения города и района все финансирование по этим программам осталось в городе. Но большой беды здесь нет – району их просто не освоить в этом году. Мы начнем работу по программам со следующего. Будем строить новые двух-трехэтажные дома в поселках: Каменники, Судоверфь, Песочное. Есть соглашение с областным департаментом АПК по вопросам жилья для села – три семьи в этом году получат новые квартиры, которые будут оплачены на паях из областного, районного бюджетов и бюджета аграрных предприятий.
– Жители села с тревогой говорят о том, что распродаются земли...
– Не вижу в этом ничего плохого. Плохо, когда отдают за копейки. Это главное богатство района, которое должно приносить доходы в бюджет, работать в интересах населения. Базы отдыха, развитие производства – это ж новые дороги, инфраструктура, рабочие места для селян! Будем всячески содействовать их появлению в районе, сотрудничать с инвесторами, находить взаимовыгодные решения. Селянам не о чем беспокоиться – никакого стихийного самозахвата не будет. К тому же в каждом поселении есть свои депутаты, любой проект может быть обсужден на собраниях граждан, заседаниях советов.
– Как ни трудно жилось району, но на референдуме сельские жители проголосовали за самостоятельность. Чем вы объясните такой выбор?
– Слишком разнятся у города и села уклад и уровень жизни, экономика, традиции. Сначала будет несколько сложней, чем раньше. Но большой плюс в том, что у района и поселений теперь свои бюджеты, и все бюджетные деньги будут работать именно на сельскую территорию, а не изыматься на городские нужды.
В этом году, повторю, бюджет района крайне неблагополучен. Село фактически потеряло семьдесят миллионов рублей, которыми располагало будучи в составе округа. Могут возникнуть проблемы с выплатой зарплаты бюджетникам, финансированием топливно-энергетических ресурсов. Необходима серьезная поддержка из областного бюджета. Ну а пока готовим прогноз бюджета на будущий год, собираем заявки, изучаем проблемы.
– 11 поселений – это окончательная схема деления района?
– Вместо 17 бывших сельсоветов мы создали 11 поселений. Честно говоря, я не сторонник сокращения их числа. Семнадцать территорий, которые были, исторически сложились, люди привыкли к такой организации. И лучше б этого не ломать. На самом деле мы немного удалили власть от сельских жителей. Не случайно на встречах селяне просили оставить «филиалы» сельских администраций на объединившихся территориях. И это будет сделано, чтобы максимально упростить решение многих вопросов для населения. Все семнадцать административных зданий сохранены.
– Вы планировали создать районную администрацию численностью около 200 человек. Фактически районный управленческий аппарат сегодня составляет менее ста чиновников. Почему такой недобор?
– Мы создаем администрацию жестко под ту работу, которая необходима. Сегодня сто человек в команде, и каждый работает с очень большой нагрузкой. Задача – максимально обеспечить нужды района, его жителей, чтобы не было волокиты. Очень многому предстоит научиться. Кстати, сегодня около 20 сотрудников районной и сельских администраций поступили в Институт государственного управления и учатся там за свой счет! У меня три заместителя. У первого зама – архитектура, земля, недвижимость, организация работы администрации. Есть заместители по финансам и по вопросам социальной политики. Кураторство в жилищно-коммунальной сфере и агрокомплексе оставляю за собой.
– Как вы оцениваете состояние районного сельского хозяйства сегодня?
– Весь аграрный комплекс условно разделен на две части. Это сельхозпредприятия, экономически сильные и развитые – «Ярославский бройлер», «Волжанин», «Залесье». Впрочем, это вполне промышленные предприятия, производящие свинину, куриное мясо и яйцо. Они крепко стоят на ногах и в общем объеме аграрного производства района занимают 95 процентов.
Тех, что производят молоко и работают в растениеводстве, – всего 17. Из них сильными я бы назвал «Юниор-Агро» и СПК «Рыбинский». И все. Несколько предприятий работают с огромными убытками – «Заветы Ильича», «Приморское», «Малиновец». «Луч» практически прекратил производство. Все остальные – с нулевой экономикой. Но СПК «Арефинский» мощно пошел в гору, набирает неплохие темпы, выстроил комплекс КРС с передовыми технологиями, новый скот закупили племенной, продуктивность стада растет. Есть перспектива развития у «Малиновца», «Прогресса».
– 131-й закон передал управление аграрным комплексом на уровень региона...
– В структуре районной администрации создано управление сельского хозяйства, его основные функции: развитие в аграрном производстве новых технологий, а также привлечение инвестиций и составление бизнес-планов для предприятий. Многие вопросы сами аграрники решают успешно. В районе создана коммерческая организация отечественных товаропроизводителей «РОСТ», в которую вошли Рыбинский молокозавод (ЗАО «Рамоз») и десять сельхозпредприятий Рыбинского и Пошехонского районов. «РОСТ», собравший инициативных, предприимчивых людей, хорошо знающих сельское производство, взял на себя вопросы оптовых поставок кормов, удобрений, техники по лизингу, кредитования, и что важно – активно взялся за поиск новых технологий, совместно с нашим управлением проводит обучающие практические семинары.
– Сегодня все чаще говорят и о районной промышленности...
– Стабильно работает бумажная фабрика (ЗАО «Техбум»), пошел в гору и имеет заказы «Рыбинскэнергожелезобетон». Серьезные перспективы развития у Рыбинской судоверфи, инвестором которой стало НПО «Наука». Ведем переговоры с московской фирмой по строительству завода на территории Судоверфской администрации по производству деталей для самолетов. Ведутся переговоры с московскими предпринимателями по строительству предприятия по производству обувной подошвы. Пока все сложно на фарфоровом заводе.
– Разделение города и района прошло непросто. Как сегодня складываются взаимоотношения?
– Городу и району – друг без друга никуда. Например, медицина, культура, образование, спорт, торговля – все это в городе. И это для всех. Менять пока ничего не будем. Реализуем договоренности, бессрочные соглашения, которые подписаны. Срочные соглашения у района только с водоканалом и «Теплоэнергетиком». Если что-то непредвиденное...
А дальше должно быть только взаимовыгодное сотрудничество. Город тоже заинтересован в развитии района. Процентов пятьдесят горожан имеют участки, дачи. Инфраструктура района – и для них. Пионерские лагеря, базы отдыха... Город будет развиваться – потребуется земля под строительство, промышленную утилизацию отходов. Хотя загаживать район свалками мы не дадим: это наша земля! У района тоже свой интерес на территории города.
– Вы стали главой района, но живете не в райцентре, а в селе. Не собираетесь переехать в город?
– Я в поселке Октябрьский прожил 22 года, и менять место жительства не собираюсь. Меня там все устраивает. На селе особая аура. Да и поближе хочется быть к земле.
– Достают селяне своими вопросами?
– Ну и словечко... Нет, обращаются. Приходят со своими проблемами. А куда деваться? Нужно людям помочь. Я человек публичный.