Как только это сообщение было откомментировано СМИ, чиновники из Правительства России откатили «пробный шар» назад – посыпались заявления, что ничего похожего в правительстве не обсуждается, а Михаил Зурабов – самый что ни на есть яростный противник таких мер. Почему же случилась резкая смена настроений?
Дело в том, что подобные планы ложатся у нас в стране на неблагодатную для властей почву. Сейчас средняя продолжительность жизни мужчин не дотягивает до нынешнего пенсионного возраста, составляя 59 лет. Женщины живут дольше – около 73 лет. В западных странах пенсионный возраст превышает нынешний российский в среднем на 5 лет. Правда, и продолжительность жизни там выше. К примеру, в Японии женщины живут более 84 лет, мужчины – 77,4 года. При этом работать японцы – и мужчины, и женщины – должны до 70 лет.
Наша газета решила узнать мнения заинтересованных сторон по этой проблеме и попросила ярославцев и представителей Правительства РФ ответить на вопрос: «Необходимо ли в России повышать пенсионный возраст?»
Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ:
– Этот вопрос рассматривается во всех государствах. Пока пенсионный возраст не повышен в трех странах мира: России, Белоруссии, Украине. Перед нами стоит такая проблема. Наиболее рационально, мне представляется, не повышать жестко пенсионный возраст, а стимулировать более поздний выход на пенсию. То есть, если человек выходит на пенсию позже, то он имеет возможность получить большую пенсию, если раньше, то пенсия будет меньше. А порог, при котором можно будет получить более высокую пенсию, может повышаться постепенно.
Олег ЛАВРЕНТЬЕВ, арбитражный управляющий:
– Я против таких инициатив. Нельзя любой ценой решать сиюминутные экономические сложности. О повышении пенсионного возраста для мужчин вообще говорить абсурдно – они уже сейчас не все доживают до пенсии. Что касается женщин, то хоть они в среднем и живут до 73 лет, все равно после 55 лет многие из них не располагают тем трудовым потенциалом, который требуется в современной экономике. Но если работодателя устраивают пожилые работники, то пусть они трудятся хоть до 70 лет.
Владимир КУТЫРИН, генеральный директор ОАО «Русские краски»:
– Я считаю, что нельзя увеличить пенсионный возраст в связи с тем, что в России достаточно низкая продолжительность жизни по сравнению с развитыми странами. Необходимо оставить возрастную планку как есть, но при этом материально заинтересовать тех пенсионеров, кто желает работать. Они должны получать большую пенсию за то, что трудятся после достижения пенсионного возраста.
Юрий ПОВАРЕНКОВ, заведующий кафедрой психологии ЯГПУ:
– Надо все делать разумно. Средний пенсионный возраст должен быть ниже, чем средняя продолжительность жизни. Иначе это просто абсурд. Уже сейчас половина будущих мужчин-пенсионеров у нас не доживает до 60 лет. А женщины всегда раньше выходят на пенсию.
Виктор ФЕДОРОВ, работающий пенсионер:
– Мне 67 лет. Все люди разные. Одни активны до глубокой старости, другие изначально пассивны. Мне кажется, что пенсионный возраст сейчас превращается в некий ценз, который заставляет пенсионеров уходить с работы, хотя они еще полны сил. Было бы идеально, если бы уход на пенсию определялся самим работником. Если он плохо себя чувствует в 55 лет, то шел бы на пенсию, отдыхал и лечился. Для меня же работа – это жизнь, я каждый день занят по 9 – 10 часов.
Людмила ХАРИТОНОВА, директор городского центра занятости населения:
– Очень неоднозначный вопрос. Если исходить из нехватки трудовых ресурсов, что характерно для нашего региона, то вопрос о повышении пенсионного возраста рассматривать необходимо. Если подходить к проблеме с точки зрения социальной защиты населения и здоровья граждан, то повышать пенсионный возраст не надо. Дело в том, что мужчины и женщины к пенсионному возрасту становятся менее работоспособны.
Валентина ПРИБЫТКОВА, пенсионер, староста дома:
– Я считаю, что при современном состоянии здравоохранения в стране у власти нет морального права увеличивать пенсионный возраст. А всякие объяснения инициаторов этого проекта о нехватке трудовых ресурсов – блажь. Они что там, в Думе и правительстве, не знают, что в России две трети пенсионеров вынуждены трудиться из последних сил, чтобы достойно жить, а не существовать? А работать мне или нет, я сама решу.
Вячеслав КОЛЕСОВ, предприниматель:
– Весь вопрос в экономике. У государства денег нет, чтобы платить достойную пенсию, вот оно и думает, как облегчить себе задачу. Надо ввести простую и прозрачную единую налоговую систему, без всяких пенсионных фондов, чтобы никто от нее доходы не прятал. И чтобы пенсия прямо зависела от того, сколько налогов я заплачу. Государство должно научиться налоги собирать полностью, а не четверть, как сейчас. Тогда и разговоры об увеличении пенсионного возраста не надо будет вести. Сам я и после 70, если доживу, не собираюсь сидеть на лавочке во дворе.
Нина СЕЛЕЗНЕВА, дворник:
– Я недавно стала бабушкой. С завода ушла и пошла в дворники. Помогаю дочке внука растить. Уйду на пенсию в 55 и целиком займусь воспитанием ребенка. Если бы все пенсионеры могли до школы детей воспитывать, какое облегчение было бы государству! Конечно, все мои ровесницы работают, и большинство не собирается уходить даже с назначением пенсии. Но ведь женщины после 55 уже в критическом возрасте – у кого давление, у кого ноги болят.