Где проходит раскол?
Исторические противоречия
Независимая Украина существует с 1991 года. Но население страны за 12 лет так и не стало нацией в европейском понимании этого слова, «государством-нацией», жители которого ощущают себя единым сообществом. На Украине сохраняется размежевание между западными и восточными областями, что соответствует исторической линии раскола между православием и католичеством.
Западная Украина с XIV до середины XX века находилась под властью Литвы и Польши, затем Австро-Венгерской монархии и снова Польши (вплоть до 1939 года). В XVI веке часть православного духовенства в западных украинских землях заключила унию с Римско-католической церковью. Образовавшаяся в результате этого соглашения Греко-католическая церковь стала частью украинской национальной идеи.
Идея государственной независимости родилась и культивировалась диссидентами на западе республики еще в советские годы. На Львовщине и в сопредельной исторической области Галиции (Галичине) украинский национализм начал формироваться на рубеже XIX и XX веков по общеевропейскому сценарию: единство территории, языка, религии, исторических и культурных корней. Однако после второй мировой войны Галичина была насильственно включена в Советский Союз в составе Украинской ССР.
С начала ХХ века Украина переживала отток населения – в США и Канаду или (со времен столыпинских реформ) в Сибирь и на Дальний Восток, где выходцы из этой страны сегодня, по некоторым сведениям, составляют почти половину населения.
В период сталинского голодомора начала 30-х годов Восточная Украина потеряла около 5 миллионов человек. Место украинцев в восточных областях занимали выходцы из российского Черноземья. В Харькове и Донбассе русские стали доминирующей частью населения. Еще один сильный русскоязычный «довесок» республика получила в виде Крыма.
На западе страны до середины 50-х шло подавление по-следних очагов повстанческого движения в карпатских лесах. «Западенцы» (так население центральных и восточных областей Украины именует жителей исторической Галиции) чувствовали себя связанными с Россией не больше, чем литовцы, латыши и эстонцы, они просто покорились силе.
Культурные противоречия
Различия между западной и восточной частями Украины еще более обострились после распада Советского Союза. Население двух частей страны по-разному толкует даже само понятие «украинец». Для жителей Харькова и Донбасса – это гражданин Украины без различия этнической принадлежности. Для львовчанина украинцы – прежде всего этнос, принадлежность к которому неотъемлемо связана с национальным языком.
«Западенцы» считаются «настоящими украинцами» в нынешнем украинском государстве, большая часть населения которого не владеет мест-ным языком и не желает на нем говорить. Ситуация усугубляется тем, что на западе страны, в Закарпатье и Буковине, живут этнические венгры, русины и буковинцы (фактически румыны), тоже далекие от идеи «всеукраинского единства».
При этом лингвистические различия между западными украинскими диалектами и восточными сильны настолько, что их носителям трудно понимать друг друга. Эти различия отражаются и в литературном языке. Фактически можно говорить о наличии двух стандартов.
Экономические противоречия
Большинство промышленных предприятий и энергоресурсов Украины сосредоточено на востоке страны. Именно здесь, в Харькове, Днепропетровске, Донецке и Запорожье, в последние годы отмечается промышленный рост. Однако здешняя приватизация имела отчетливый криминальный характер и во многом проходила по российскому сценарию.
При этом центральные и восточные области Украины тесно связаны с Россией экономически, при том что только две области, Донецкая и Днепропетровская, сегодня вносят в бюджет республики более четверти всех поступлений.
На Львовщине продолжается экономическая стагнация. Несколько миллионов жителей западных областей Украины вынуждены жить и работать за пределами страны – либо в России (на стройках Москвы и нефтегазовых месторождениях Западной Сибири), либо в странах ЕС.
Раскол между кандидатами в президенты
«Восточный» Янукович выступает за официальный статус русского языка и двойное российско-украинское гражданство, но жестко противостоит участию российских компаний в приватизационных процессах на Украине.
«Западный» Ющенко за «едину державну мову», но расплатился с Россией за газ, который до него попросту воровали.
Для Ющенко и его сторонников Украина – это часть Европы и потенциальный член НАТО. При этом в ближайшие 20 лет она не имеет шансов войти в единую Европу, поглощенную интеграцией в свои структуры новых восточноевропейских членов. Украинцы на Западе выступают чаще всего как гастарбайтеры, а членство республики в НАТО в первую очередь ударит по одной из основных отраслей мест-ной экономики – ВПК, живущему в основном за счет россий-ских заказов.
Программа Януковича указывает на сближение с Россией. Однако ему с двумя уголовными судимостями и при слабом владении не только украинским, но даже русским языком явно тяжело изображать лидера крупной европейской страны.
Виктор Янукович – чужой на западе Украины, Виктор Ющенко – на востоке. Восток населеннее Запада, и это многое определяет в исходе президентской гонки. При победе любой из кандидатов окажется президентом половины страны. Причем разделенной не политическими симпатиями, а географически, а также языком, культурой, экономическим благополучием и даже различными внешнеэкономическими приоритетами востока и запада Украины.
Станет ли Украина федерацией?
Из европейских стран в схожем положении оказывалась только Бельгия. Эта страна примерно поровну разделена между этническими сообществами франкоговорящих валлонов и фламандцев, говорящих на диалекте голландского.
Реформы 1970 – 1993 годов превратили Бельгию в федерацию: страна была разделена согласно этнотерриториальному признаку. Первоначально ответственные только за культурную сферу регионы постепенно приобрели широкие полномочия, и во внешнеэкономической политике, и в ЖКХ, и частично в социальной сфере. Возможно, подобная трансформация ждет и Украину, которая может стать федерацией, чтобы разрешить внутренние противоречия.
//По материалам электронных СМИ.