Лет тридцать назад были популярны итальянские политические детективы: мафия, неподкупные полицейские, закатанные в асфальт трупы... Один из этих детективов по-трясал не только своей сюжетной канвой, но и позицией отстраненности всех «заинтересованных лиц» от опасных для общества событий. Слишком активному и прозорливому борцу за справедливость посоветовали: «Следствие закончено. Забудьте». Именно это упорное стремление «забыть» и выборы, проходившие в разных странах, и выбор, совершенный в нашей стране 87 лет назад, отличало работу нашего телевидения в очень горячую, прежде всего в политическом отношении, неделю.
Понедельник, 1 ноября. В это утро все российские каналы стали показывать результаты подсчета голосов избирателей в Украине, причем, набрав в рот воды, не комментировали откровенное противостояние тамошнего запада и востока, осторожно отмечая разницу в 7 процентов (в пользу «нашего» Януковича) при обработке 63,5 процента голосов. Продвинутый же канал «EuroNews» в это время уже вовсю комментировал первые полосы мировых газет, где обсуждались надвинувшиеся выборы президента США.
Вторник, 2 ноября, принес облегчение российским каналам: в Украине счет стал равным, кандидаты набрали по 39,22 процента, и можно было начать резвиться по поводу американских выборов.
Среда, 3 ноября, была на нашем телевидении американским днем. Уже не только «EuroNews», но и наш деловой и деловитый канал РБК отслеживали по минутам динамику подсчета голосов американских выборщиков и движение от счета 246:200 (ранним утром) в пользу Буша к 249:217 (в 9 утра), наконец, к вожделенным для прежнего президента 270. Европейцы поражались в своих комментариях: за Буша голосовала Америка, понесшая потери в Ираке, где к тому же не было обнаружено оружие массового поражения, но зато практически избавленная от внутреннего терроризма. Мы видели воочию, что патриотизм американцев нашел выражение в доверии президенту, в правление которого страна пережила страшнейший теракт.
Что ж, у украинцев и американцев – свои выборы, у нас – свой выбор. И телевидение, хоть и робко, но на это намекнуло.
Четверг, 4 ноября, стал днем активной подготовки к празднованию – или отмене такового – 7 ноября. Здесь были и реплики по поводу учреждения нового праздника (4 вместо 7), связанного с ополчением Минина и Пожарского.
Воскресенье, 7 ноября. За весь день в новостях Первого канала только и нашли, что показать – формально и жалко обставленный ретро-парад на Красной площади, посвященный, как оказалось, 63-й годовщине парада 1941 года. Вечером Первый канал показал скучную фантазию на тему Савинкова, Каляева и других знаменитых террористов («Всадник по имени смерть» К. Шахназарова), где, кроме застывшего то ли в испуге, то ли в политическом экстазе лица актера Панина, запомнились опять-таки постельные сцены, только – в стане террористов.
Похоже, что главным достижением свободной от послед-ствий октябрьских событий 1917 года России стала телевизионная картинка с изображением разных частей человеческих тел: живых, татуированных, отчлененных друг от друга, обнаженных, смазываемых рекламируемыми косметическими средствами, соприкасающихся друг с другом, глотающих пенные напитки, падающих в кровавые лужи. Выбор сделан, втолковывали нам. Забудьте обо всем. Отдыхайте.
//Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.