К типу населенных пунктов, где год от года неумолимо вянет жизнь, относится поселок Варегово-3 в Большесельском районе.
А ведь когда-то это был центр солидного торфопредприятия, окрест неутомимо ползала техника, под завязку была загружена местная узкоколейка. Не пропадали и отработанные участки: образовавшиеся котлованы заполнялись водой, в пруды запускались мальки зеркального карпа. За лето рыба достигала «столового» веса и шла в свой черед в магазин «Океан». В Варегове, помнится, скважина была, над ней – небольшой цех, где природная вода загонялась в лимонадные бутылки и газировалась.
Даже когда торфодобыча в этих краях пошла на убыль, власти вовремя подсуетились, постарались сделать так, чтобы сравнительно густонаселенный поселок (со школой, больницей, магазином и пр.) оставался на плаву.
– В поселке был цех от Ярославского радиозавода, – вспоминает Мария Александровна Хомутова. – Мы мотали приборные катушки для авиации.
Около 200 вареговцев имели работу, стабильные заработки.
С наступлением известных всему миру перемен Варегово-3 постепенно так «перестроилось», что население почувствовало себя никому не нужным. Загибающемуся радиозаводу было уже не до своего филиала.
Спасибо, действовала железнодорожная ветка, соединяющая Варегово-3 и прилегающие деревни со станцией Ваулово. Работоспособный народ отправился на заработки в Рыбинск и Ярославль. Многие устроились на железной дороге. И вдруг в отлаженном механизме случился сбой. Не мудрствуя лукаво, 14 июля было принято решение за подписью начальника Ярославского отделения СЖД О. П. Васютенко об отмене с 1 октября 2004 года пассажирского сообщения по участку между станциями Ваулово и Варегово.
В конце августа на поселковой сходке вареговцы сочинили челобитную на имя главы администрации Большесельского муниципального округа Михаила Слапика. Суть письма: поскольку в Варегове нет работы, в Ярославле вынуждены трудиться более ста человек, еще 70 поселковых обучаются в вузах, техникумах и т. д., а единственным связующим звеном с областным центром является поезд Варегово – Ваулово. Жители и без того во многом ущемленного поселка считают «решение руковод-ства Ярославского отделения СЖД не только ошибочным, но и антисоциальным, противоречащим Конституции РФ».
Примерно такого же содержания письмо (подписали его около 300 жителей поселка) отправили на имя губернатора Анатолия Лисицына.
На днях мы побывали в этом поселке. Заглянули в строящийся с 1990 года жилой дом для ветеранов, в «замороженный» на неопределенное время ДК, в школу. Созерцали авральную работу строителей, тянущих теплотрассу к поселковой котельной, гнилые столбы, висящие на проводах (электросети здесь не ремонтировались капитально лет 20). Выслушали многие жалобы жителей, гуртом пришедших в здание администрации Вареговской сельской территории. Рефреном звучала главная просьба: посодей-ствуйте, мол, в предотвращении железнодорожной катастрофы, а в остальном готовы и дальше потерпеть.
С болью в сердце говорил на эту тему председатель совета ветеранов поселка Варегово и депутат собрания представителей Большесельского МО Юрий Петрович Никитин:
– В Варегове и прилегающих населенных пунктах проживают около 700 пенсионеров, в том числе более ста ветеранов Великой Отечественной, 29 инвалидов войны, свыше 70 инвалидов разных групп. Многие из них вынуждены периодически ездить в Ярославль – кто в больницу, кто в социальные учреждения за справками... Словом, железнодорожная ветка – это единственная наша ниточка жизни.
– Если упразднят узкоколейку до Ваулова, придет в поселок большая беда, – в один голос говорили нам жители Варегова. – Многие потеряют работу.
Не скажешь, что письма отчаянные не доходят до начальства. Вот ответ директора департамента промышленности и транспорта В. Жукова: «...Железнодорожные пассажирские перевозки на этом участке являются убыточными, в связи с чем рассматривается вопрос об организации регулярного автобусного сообщения от Ярославля до станции Варегово».
– Устраивает вас такой ответ? – поинтересовались мы у местных жителей.
Обобщая мнение земляков, Лора Борисовна Соловьева, 23 года отработавшая директором местной общеобразовательной школы, сказала так:
– Это очень больная для нас проблема. Вопрос с автобусом лучше вообще не решать. Надо учесть, что люди отправляются на работу в город с самым первым – шестичасовым – поездом. Так сколько же только для них потребуется автобусов?! А куда денутся пенсионеры, студенты, которым надо регулярно посещать областной центр? Однозначно нужен поезд, особенно для работающих. Если люди лишатся работы из-за отмены поезда, может случиться непоправимое. Неизбежны отток молодежи, распад семей, на произвол судьбы будут брошены старики.
Если проблема с железнодорожной веткой решится не в пользу людей, то вскоре не будет и самих людей в этом болотном краю. И тогда, скорее всего, не нужны будут ни Дом культуры, ни дом ветеранов, который вроде бы собираются заселить к 60-летию Победы.
Вчера мы связались с департаментом промышленности и транспорта администрации области. Там сказали, что жителям болотной глубинки никаких особых сказочных надежд питать не стоит ввиду напряженки с областным бюджетом. Впрочем, ситуация может измениться, если в Большесельском МО найдется лишних тысяч этак четыреста...