Ключевую роль в собрании играл губернский предводитель дворянства С. В. Михалков. Накануне вечером у него дома группой дворян была выработана предварительная резолюция собрания.
С. В. Михалков выступил за немедленный созыв народного представительства и проведение бессословных выборов. Дума должна была получить право законодательной инициативы и контроля над правительством. Тем не менее законодательное представитель-ство не ограничивало властные полномочия царя. Декларировалось также предоставление свободы слова, печати, союзов, собраний, неприкосновенности личности и жилища.
Однако дворяне Д. В. Калачев и Н. Н. Окулов предложили более радикальные преобразования, и губернскому предводителю дворянства С. В. Михалкову стоило большого труда направить ход собрания в нужное ему русло.
Полемика, разгоревшаяся в тот день, свидетельствовала не только об интересе участников собрания к обсуждавшейся проблеме, но даже ломала традиционную модель их поведения во время заседания.
В итоге губернское собрание постановило ввести контроль думы над бюджетом, что по тем временам было мерой весьма либеральной.
Для того, чтобы сохранить свои позиции в условиях нового государственного устрой-ства, ярославское дворянское собрание в 1907 году выступило с еще одной инициативой. Оно предложило, чтобы законопроекты после предварительного рассмотрения их в Государственной думе передавались бы правительством на обсуждение в дворянские и земские собрания «по принадлежности».
Однако не все представители российского высшего сословия готовы были разделить либеральные идеи. Консервативное дворянство по-прежнему отстаивало принципы исключительного положения сословия и неизменности государственного строя.
Эта идея воплотилась в жизнь в 1906 году с появлением общероссийской организации Объединенного дворян-ства. В ее состав вошли уполномоченные губернских дворянских обществ.
Представитель Ярослав-ской губернии А. М. Черносвитов был разочарован тем, что идея единения дворянства свелась к попытке создания политической организации с правой, консервативной идеологией, по его мнению, не отражавшей настроения дворян. Он справедливо полагал, что политика не может стать основой для сплочения сословия.
Работу объединенного дворянства А. М. Черносвитов описывал как противостояние здравомыслящего меньшин-ства и упрямого прямолинейного большинства. «Приходится иметь дело с людьми, безусловно, умными, но фанатичными, как раскольничий поп Аввакум, и летом, когда изнываешь от жары, очень тяжело вести целыми часами горячие, но бесцельные дебаты о сущности понятия самодержавия или о том, например, можно ли быть дворянином, не преклоняясь перед китайским застоем, не веря и не стремясь к прог-рессу», – отмечал он в письме к новому ярославскому предводителю дворянства И. А. Куракину.
В дальнейшем ярославский губернский предводитель выступал за ограничение полномочий общедворянской организации, видя в ней только лишь совещательный орган, решения которого не были бы обязательными для дворянских обществ. Ярославское дворянство уклонилось и от финансирования печатного органа Объединенного дворянства.
Появление организации Объединенного дворянства, претендовавшей на выражение мнения всего высшего сословия, было расценено ярославским дворянством как посягательство на незыблемые права местного губернского общества. Кроме того, во главе общедворянской организации оказались лица правых политических взглядов, тогда как лидеры ярославского высшего сословия придерживались либеральных идей.
Однако постепенно по мере согласования интересов шел поиск возможных компромиссов между ярославским дворянским обществом и организацией Объединенного дворянства.
По ряду вопросов мнение местного общества совпадало с позицией Объединенного дворянства. Так, в сентябре 1907 года ярославское губернское собрание выступило против проекта местной реформы П. А. Столыпина, а в январе 1917 года приняло решение присоединиться к резолюции XII съезда Объединенного дворянства, содержавшей критику центральной власти.
В целом Объединенное дворянство не оправдало ожиданий высшего сословия и выявило сложность создания в начале ХХ века общероссийского дворянского политического объединения.
//Руслан СМИРНОВ, кандидат исторических наук.