Друзья, в этом году окончившие Ярослав-ский политех, делали дипломный проект втроем, вместе. Работе было отдано столько сил и фантазии, что, когда защита осталась позади, забросить все просто так на полку как-то не хотелось. И они отправили свой проект на всероссийский конкурс.
А там неожиданно удостоились сразу двух наград. Во-первых, проект представили на большой отечественной выставке «Арх-Москва 2004». Во-вторых, пригласили авторов в Италию, на самый знаменитый в мире международный архитектурный смотр – Венециан-ский биеннале.
По замыслу устроителей российский павильон в Венеции состоял в этом году из работ молодых. Ярославская троица оказалась в числе девяноста многообещающих талантов, что делает честь не только кафедре архитектуры, возглавляемой профессором Николаем Кудряшовым, но и всему нашему городу, поскольку проект позволяет совершенно по-новому оценить его сегодняшние красоты и заметить потрясающие природные возможности для дальнейшего развития.
Если коротко, то комментарий Семена Расторгуева выглядит так. Проект представляет собой многофункциональный культурный комплекс в пойме Которосли. Он охватывает территорию, включающую остров, пляж и прилегающие к ним участки которосльного левобережья.
На полуострове перед кремлем создается главное сооружение под названием Центр тысячелетия. В огромной «тарелке» разместится концертный зал, способный трансформироваться для проведения самых разных представлений и праздников. Остров обогатится некоей крытой модульной структурой, которую опять же можно будет перестраивать в зависимости от требований момента: там могут быть кафе, выставки, театральные площадки и т. п. Одновременно предлагается реконструировать стадион «Спартаковец»». Все простран-ство, занятое сейчас теннисными кортами, перекрывается почти на уровне земли. Сверху разбивается парк, внизу, под крышей, запроектирован большой зал, по размерам и назначению сопоставимый с «Ареной-2000». Расчеты показывают, утверждает Расторгуев, что, если трибуны стадиона нарастить всего на один этаж и на столько же углубить, он ничуть не уступит «Арене».
Еще одно довольно крупное сооружение просматривается у моста, по которому проходит Московский проспект, – так называемый арт-форум (не путать с «Арс-Форумом»), где художники, которые сегодня стоят у Знаменской башни, могли бы выставлять и продавать свои картины. Мост по замыслу Семена и его коллег расширяется, тротуары отгораживаются от шумной проезжей части прозрачными перегородками, с тем чтобы вид на город оставался абсолютно свободным.
Проект не ограничивается Которослью и отчасти выходит на Волгу, где создаются небольшие, мест на 20, плавающие гостиницы и сеть пристаней с лодками, курсирующими между ними и всеми перечисленными объектами. Для удобства горожан и туристов благоустраиваются и наземные пути-дорожки, объединяющие весь комплекс.
Проект стал портфолио, своеобразной визитной карточкой ярославцев на Венециан-ском биеннале. Но им дело не ограничилось. Пока крупные звезды мировой архитектуры соревновались в изысках, устроители предложили для молодых свою программу. Дав им два дня на то, чтобы оглядеться, они после этого усадили их... за работу. Молодежь была объединена в группы человек по десять, каждой придали опытного консультанта (во главе той, куда попали ярославцы, оказался голландский архитектор) и попросили сделать проект на тему новой застройки в старой Венеции.
Тема звучала красиво – «Вторжение в лагуну». Но что можно предложить городу, сплошь состоящему из памятников архитектуры начиная с XV века, сложившемуся давным-давно и абсолютно безупречному в своей красоте?
Ярославцы предложили «дома-облака» вокруг Венеции, вынесенные далеко в море. Подобно морским буровым, они стоят на высоких опорах и представляют собой прозрачные «горизонтальные небоскребы». Идея и сам термин принадлежат авангардисту 1920-х годов Лисицкому, только в отличие от предложенных им плоских форм ярославцы выбрали природные – единственные, которые признает сейчас продвинутая архитектура.
Нетрудно заметить, что оба ярославских проекта – для родного города и для Венеции – в чем-то похожи. И тот и другой обыгрывают тему воды и суши. Правда, в остальном они сделаны по принципу «наоборот». Все, что в пойме Которосли, – подчеркнуто приземистое, в Венеции, напротив, – рвется ввысь. В Ярославле – это попытка создать такую современную архитектуру, которая органично вписалась бы в историческую застройку. В Венецию вписать что-либо уже невозможно, здесь можно построить что-то только по принципу резкого контраста.