Для беседы, состоявшейся в здании областной администрации, были приглашены главы всех муниципальных образований региона (либо их заместители, курирующие отрасль), сотрудники областных департаментов ЖКХ, государственного имущества, финансов...
Президент финансово-промышленной группы (ФПГ) «Жилище», созданной более десяти лет назад по указанию правительства страны и призванной решать проблему поиска средств для осуществления реформы ЖКХ, Михаил Швец высказал свои предложения по названной теме. В общих чертах они сводятся к рекомендации акционировать предприятия отрасли, но сохранить в обозримом будущем все сто процентов акций в собственности государства в лице областной администрации. Мелкие муниципальные предприятия должны быть объединены по узкоотраслевому принципу (водоканалы, тепловые сети, электрические сети и т. д.) в крупные АО регионального масштаба. Их имущественный комплекс сохранится в собственности органов местного самоуправления – учредителей областного АО – и будет передан ему в аренду. Резко увеличившаяся капитализация основных фондов и гарантии солидного собственника (областная власть!) позволят привлечь деньги сторонних инвесторов, которых так не хватает для модернизации отрасли. Такой подход к акционированию, по мнению выступавшего, укрепит и позиции региональной власти: «К крупному собственнику всегда уважительное отношение!» Докладчик детально описал методологию процесса создания крупных региональных предприятий жилищно-коммунального комплекса и конкретные пути привлечения инвестиций для их работы.
Собравшиеся с интересом слушали и эксперта федерального агентства Евгения Буренкова, рассказавшего о своем видении путей реформы электроэнергетики, которая теснейшим образом связана с ЖКХ. Реформирование и особенно его ключевой вопрос – отмена перекрестного субсидирования не могут быть делом только менеджмента РАО «ЕЭС России» и «Ярэнерго». Роль властей и влияние на процессы реформирования недооценены. Необходимо проводить социально ориентированную тарифную политику, формировать в бюджетах фонды адресной социальной помощи. Федеральное агентство готово предложить области такую методологию и набор организационно-технических мер.
Выступавшим задавали много вопросов. В конце встречи всем ее ярославским участникам было предложено подготовить свои замечания по затронутым москвичами вопросам, после чего не исключена возможность создания рабочей группы по выработке механизмов реализации в Ярославской области высказанных идей.
По окончании общего разговора мы отдельно побеседовали с его организаторами. Анатолий Кочегаров назвал еще одну причину визита возглавляемой им делегации в Ярославль:
– Дело в том, что наше федеральное агентство начало подготовку к заседанию Госсовета, которое состоится в январе следующего года и будет посвящено проблемам ЖКХ. Это уже второе заседание, которое будет обсуждать данную проблематику. Сюда мы приехали, воспользовавшись приглашением со стороны администрации Ярославской области, чтобы наработать, скажем так, определенные практические, в каком-то смысле даже пилотные шаги. Нам нужны новации, которые будут вынесены на обсуждение Госсовета, а потом могут перерасти в конкретные поручения правитель-ству, федеральным органам власти по дальнейшему углублению путей преобразования в жилищном комплексе. Многое из того, что мы вынесем в январе на Госсовет, пройдет еще и как бы обкатку на дискуссионных площадках в рамках «круглых столов» – они состоятся в Омске 2 – 5 ноября. Реформой ЖКХ мы занимаемся более 10 лет – срок достаточно большой, и необходимо разобраться с допущенными ошибками. Следует выработать новые, более конкретные, более радикальные предложения по дальнейшему преобразованию отрасли.
Вячеслав Блатов также назвал цели, которыми руководствовался, организуя эту встречу:
– Уже в 2005 – 2006-м годах мы будем жить в новой стране. В ней по-другому будут формироваться и подходы к собственности. Мы видим, что сейчас выстраивается некая вертикаль власти. Появляется она в том числе и в отрасли, за которую мы сегодня в ответе, – это ЖКХ и стройкомплекс. Поэтому очень важно было дать возможность главам муниципальных образований и их замам услышать, как видят решение проблем этой сферы на федеральном уровне.
Сегодня наша задача была такова: заслушать те вопросы, проблемы, предложения, которые выскажут муниципальные руководители. Нам, администрации Ярославской области, важно сконцентрировать все проблемы и все вопросы, которые появляются в субъекте на уровне муниципальных образований, обобщить их, дать свои предложения на федеральный уровень, чтобы иметь возможность повлиять на ряд законов, которые уже сейчас находятся в Госдуме или только еще разрабатываются. Чтобы эти законы на самом деле могли реально функционировать и доходить до каждого отдельного человека, гражданина. Это очень серьезная работа!
Процесс реформирования ЖКХ, которым, как было уже сказано, мы занимаемся 10 лет, очень сложный, даже болезненный. Сегодня от нас требуют введения стопроцентной оплаты услуг населением. Об этом мало говорят. Очень тихо делают... И даже говорят: если вы не выйдете на 100 процентов оплаты, к вам прокуратура приедет и будет разбираться. Наша задача – сделать так, чтобы при этом не возникло социальной напряженности, чтобы затраты населения не стали непомерными. И чтобы улучшилось качество. Это сегодня очень сложно, а без федеральных властей – тем более. Поэтому, я думаю, важно, чтобы центр был заинтересован в сотрудничестве с нами. И если наша область станет реализовывать некие разработанные на федеральном уровне пилотные проекты по изменению механизма функционирования отрасли, то это будет и политически очень выгодно для нас, как субъекта Федерации.