Для участия в них были приглашены руководители всех регионов и муниципальных образований России. В дискуссиях на равных с представителями регионов участвовали помощник Президента РФ Игорь Шувалов, советник президента Сергей Самойлов и председатель думского комитета по вопросам МСУ Владимир Мокрый.
У каждого региона – своя «кочка»
Никто из выходящих к микрофону в зале не читал доклад по бумажке, потому что говорили о том, что не просто изучено, продумано, выстрадано, но и применено на практике с разной долей успеха. У каждого – свое видение реформы. Юрий Трофимов, председатель законодательного собрания Оренбургской области, сообщил, что 15 сентября губернский парламент принял решение о наделении 27 муниципальных образований области статусом городских округов, сделав селян номинально горожанами, но при этом оставив за ними все сельские льготы. «Эта ситуация не прописана в законе, но это не значит, что она не может существовать!» – заявил Трофимов.
Председатель ассоциации сельских муниципальных образований Челябинской области Юрий Гурман с ним поспорил: крупные города должны получить статус городского округа. У сельских территорий – своя специфика.
Ставрополье, в отличие от абсолютного большинства других регионов, дало себе труд исполнить закон о МСУ № 154 от 1995 года и изначально формировало структуру местного самоуправления по поселенческому принципу.
Ставропольцы заявили, что готовы жить и работать по новому закону не с 1 января 2006 года, а уже с начала 2005 года, поскольку в конце нынешнего уже проведут выборы в органы власти новых муниципальных образований.
Не знаешь как? Читай закон!
Во время слушаний остро встал вопрос о том, что те, кто призван реализовать закон, его просто не читали! Из 40 глав Ульяновской области, собранных на семинар, ни один не держал документ в руках. Важнейший из всех федеральных законов, реализация которого впервые в России потребует серьезных корректив в сто пятьдесят других, издан смехотворным тиражом, а в регионах есть лишь единичные его экземпляры! В городах, селах, сельских администрациях ни текста закона, ни комментариев к нему нет. Между тем, многие субъекты РФ устанавливают свою модель организации МСУ, максимально удобную местной власти, и вопреки главной цели закона значительно удаляют власть от населения.
Резюмируя разноголосое толкование закона, советник президента Сергей Самойлов напомнил, что изучение законодательства о МСУ нужно начинать... с чтения Конституции. «Сегодня очень важно четко следовать закону. Дискуссии возможны лишь до 1 января 2006 года, а дальше начнутся судебные процессы по отмене решений, противоречащих действующей Конституции и федеральному законодательству. К тем, кто такие решения принимает, должны применяться строгие санкции. Четкое следование закону важно еще и потому, что законодатель выстроил единую логику организации местного самоуправления, в соответствии с которой будут внесены изменения в Налоговый, Бюджетный кодексы и целый ряд других законов».
Закон писался для села
Анализируя региональные инициативы, Самойлов подчеркнул, что в целом новый закон разрабатывался именно для сельских территорий, так как для города он мало что меняет.
Территория, чей экономический потенциал и инфраструктура позволяют осуществлять все необходимые полномочия, должен стать городским округом. А для села – это принципиально иная схема.
Муниципальный район – это форма организации жителей сельских территорий, которые должны научиться самостоятельно и с умом распоряжаться даже небольшими деньгами. Ведь и семья, планируя свой бюджет, не лезет в карман к соседу, а ищет способ заработать. Интересно, что никому в голову не приходит лишить статуса субъекта федерации дотационные области, которых у нас много! Почему боятся дать статус поселения сельсовету?
«Многих пугает финансовая неопределенность. Сегодня бюджетная обеспеченность регионов России разнится в 84 раза, а в соответствии с законом и предложенными поправками в бюджетное и налоговое законодательство поставлена задача ее выравнять, сохранив право населения на поселенческий принцип организации муниципального образования. Нельзя доводить реформу до абсурда, но в ряде регионов так и происходит – жители села становятся номинально горожанами и наоборот, хотя в реальности это не соответствует действительности».
Назначения местных глав не будет
Участники слушаний выразили тревогу в связи с тем, что последние инициативы президента поставят крест на святая святых местного самоуправления – выборности органов власти. Советник заверил: назначение глав органов МСУ противоречит не только Конституции, но и Европейской хартии о местном самоуправлении, которую Россия подписала. Так что озвученные предложения «о назначении» на муниципальном уровне не пройдут.
Очень жестко ответил Самойлов и тем, кто просит дать отсрочку в реализации закона с тем, чтобы сначала довести его до совершенства. Закон принят, практика его применения уже показала необходимость внесения целого ряда поправок, и они будут учтены в дальнейшей работе над ним. Кстати, думский комитет по вопросам местного самоуправления вышел в Госдуму РФ со своими поправками в закон.
Ярославский проект внесен в Думу
На слушаниях не было официальных представителей Ярославского региона. Учиться в Москву приехали по своей инициативе рыбинский депутат – юрист Кирилл Лавров и общественница с солидным стажем, член рыбинского избиркома Нина Авдеева. Известно, что на прошлой неделе губернатор внес на рассмотрение областной Думы проект регионального закона «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области». В пояснительной записке к проекту сказано, что «установление границ муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом осуществлялось, исходя из требований статьи 11 нового федерального закона с учетом мнения органов местного самоуправления муниципальных образований».
Согласно проекту, внесенному в Думу главой региона, Рыбинский округ становится муниципальным районом, в составе которого два городских поселения – Рыбинск (с населением в двести двадцать тысяч) и Песочное (с населением в... три тысячи), и одно сельское поселение Рыбинское, состоящее из 16 бывших сельсоветов.
Таким образом, Рыбинск с его развитой инфраструктурой, экономическим потенциалом, достаточным для осуществления необходимых полномочий, должен стать городским округом, а не райцентром. Поможет ли предлагаемое решение реформе местного самоуправления?
//Марина МОРОЗОВА.