Годовалое дитя естественной монополии за год не только отлучилось от материнской груди федерального бюджета, но уже гасит реструктурированные долги бывшей государственной компании, и темпы этого погашения, как заверил президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев, позволят компании рассчитаться с долгами на три года раньше сроков, установленных Правительством РФ.
За первый год работы в рыночных условиях грузооборот (главная составляющая доходов железных дорог) возрос на 9 процентов, планово-убыточная статья – пассажирооборот, на 4,5 процента. В результате удельный вес железнодорожного транспорта в совокупном грузообороте всех его видов превысил 41 процент, в то время как в предшествующие три года он составлял 39 процентов.
В этой сфере железнодорожных перевозок стала динамично расти доля частных компаний – конкурентов бывшего монстра МПС. Уже на 1 августа этого года под их контролем находилось 27,9 парка грузовых вагонов. Идет активное насыщение подвижного состава вагонами иных собственников, ускоряются темпы закупки локомотивов. Доля частных компаний в объеме перевозок выросла до четверти, в грузообороте составила 22 процента.
Причем грузовые тарифы проиндексированы значительно ниже, чем цены в промышленности.
На пресс-конференции доминировали вопросы, касающиеся обслуживания населения. Геннадий Фадеев заверил, что стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах не будет расти выше уровня инфляции.
Компания озабочена неудовлетворительным погашением выпадающих доходов в связи с нерентабельностью пригородных перевозок и предоставлением льгот. С нового года эти заботы возлагаются на субъекты федерации, то есть бюджеты республик и областей, многие из которых и без того нуждаются в дотациях федерального бюджета. Чтобы в ходе реформирования железных дорог не произошло сокращения поездов и маршрутов, ОАО «РЖД» заключает договоры с региональными администрациями, идет по пути создания пригородных железнодорожных компаний.
– Наш бизнес – социально ответственный, – подчеркнул Геннадий Фадеев. – Никакие перестроечные коллизии не должны привести к недовольству наших пассажиров.
Он привел в пример Северную железную дорогу, которая предоставила этим летом 25 поездов для детей, направлявшихся на отдых в Крым и на юг России из Нового Уренгоя. При этом он высказал пожелание создавать для людей, работающих на Севере, больше беспересадочных маршрутов в соответствии с посланием Президента РФ Федеральному собранию, в котором он обязал транспортников предоставить большую возможность для свободного перемещения граждан.
Пассажирскую тему после видеопресс-конференции продолжил начальник Северной магистрали Василий Билоха.
– Наша дорога начинает зиму первой и провожает последней, – сказал он. – Несмотря на эти суровые условия, мы наращиваем объемы перевозок и держим первое место по увеличению пассажиропотока среди железных дорог страны. В реконструкцию вокзалов, в том числе и Московского в Ярославле, в другие инфраструктуры дороги, обеспечивающие комфорт для пассажиров и грузоотправителей, только в прошлом году вложено 7 млрд. руб., а в этом инвестиции составят 9 миллиардов.
На вопрос корреспондента «Северного края» о перспективах создания пригородной железнодорожной компании в Ярославле Василий Билоха ответил, что уже есть принятое совместно с администрацией области решение об этом, разрабатываются документы, и месяца через три компания будет создана.
– Это снимет многие проблемы финансирования пока еще убыточных, но необходимых для области пригородных перевозок, – заявил начальник дороги.