В идеале платные дороги должны стать альтернативой старым, загруженным трассам. Для того чтобы платные автобаны были рентабельными, их ежесуточная загрузка должна превышать 25 тыс. машин. Поэтому нововведение коснется в основном окрестностей Москвы и Санкт-Петербурга. В отличие от существующих трасс новые будут обходить стороной населенные пункты, что должно облегчить движение и повысить безопасность за счет отсутствия светофоров и пешеходных переходов.
Пока что перечень трасс, которые планируется построить, не определен, но уже точно можно сказать, что первыми платными дорогами станут Москва – Ногинск и новый автобан Москва – Санкт-Петербург.
Под первую в Подмосковье уже отводят земельные участки, и ее строительство собираются начать в ноябре-декабре этого года. Инвестиции в обустройство 48-километровой автодороги МКАД – Ногинск составят порядка 202 млн. долларов, а само строительство продлится около пяти лет. Что касается дороги Москва – Петербург, дело ограничилось договоренностями с главами регионов, по землям которых может пройти автобан. Стоимость 700-километровой трассы пока никто не называет. Кроме того, запланировано строительство нового платного выхода на МКАД с трассы «Беларусь», который предполагают построить к 2008 году. Стоить она будет около 200 млн. долларов.
Рассмотрение нового проекта закона о платных дорогах запланировано в Госдуме на 1 октября (несколько предыдущих проектов этого закона были отклонены Госдумой). По замыслу Минтранса новые правила должны привлечь частные инвестиции в строительство дорог, отчего процесс их сооружения сдвинется с мертвой точки.
Как сообщил генеральный директор проекта «Автомобильные дороги России» Минтранса Сергей Быстров, половина стоимости строительства платной дороги будет оплачиваться из федерального, регионального или муниципального бюджетов, а половина – средствами частного инвестора.
После ввода в эксплуатацию дорога будет платной, пока не окупится и не принесет прибыль инвестору, поясняют в Минтрансе. Как долго будут возвращаться деньги, можно лишь предполагать. Например, срок окупаемости 20-километрового платного участка новой дороги от МКАД до трассы «Беларусь» в обход города Одинцово составит, по словам Быстрова, семь лет. Более осторожные оценки сроков окупаемости платных трасс – 15 – 20 лет. Тем более, что за счет получаемых доходов планируется не только окупать инвестиции и обслуживать дороги, но и ремонтировать старые, бесплатные. В предыдущих же редакциях закона говорилось о фиксированном сроке окупаемости дорог – 30 годах, по прошествии которых дорога становится бесплатной, сообщил «Газете.Ru» вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов.
Сроки окупаемости дорог будут больше зависеть не от количества проезжающих автомобилей, а от хозяйственной деятельности коммерсантов на придорожных территориях, убежден Е. Лобанов. «Ни одна дорога не окупает себя за счет платы за проезд, так как затраты на ремонт и содержание очень велики, – говорит он. – Чтобы содержать дорогу только за счет сборов с ее пользователей, нужно, чтобы интенсивность движения на ней была порядка 100 тыс. машин в сутки, а плата за проезд составляла 5 – 10 долларов за километр. О таком количестве машин и стоимости проезда речь, конечно, не идет. Лишь доходы от хоздеятельности на полосе отвода позволят инвестору окупить вложения и получить прибыль». Лобанов считает, что инвестор сможет вести хозяйственную деятельность, если будут располагать полосой вдоль дороги в 100 – 150 метров. Минтранс заявлял ранее, что инвесторы получат больше тех 15 метров, которые полагаются к дороге сейчас.
Ранее в Минтрансе говорили о переводе в коммерческую эксплуатацию уже существующих трасс. Предполагалось сделать платными Новокаширское, Симферопольское, участок Старорязанского шоссе и Ярославское шоссе от МКАД до Пушкино. Однако представитель пресс-службы Минтранса Дмитрий Грачев заверил, что по новому закону платной можно будет сделать только вновь построенную дорогу.
Впрочем, Евгений Лобанов, который участвовал в разработке предыдущей редакции закона, считает, что действующую дорогу все же можно будет при определенных условиях превратить в платную. Для этого достаточно усовершенствовать ее, например увеличить количество полос, сделать разделительную полосу, поставить ограждение и освещение, добавить транспортные развязки, тем самым повысив качество и категорию трассы. Правда, при любом раскладе должен присутствовать альтернативный объезд. Другое дело, что вряд ли кто-то будет тщательно следить за качеством объездной дороги.