– Попробуйте прогуляться по тротуару улицы Победы от проспекта Октября до улицы Советской, – предложила знакомая девушка. – Смертельный номер, особенно если идти на каблуках. Приходится передвигаться по газону. Городские власти совершенно не заботятся о нас, женщинах.
Таких тротуаров с яминами и колдобинами в городе немало, даже в центральных районах. Великолепный образец – «естественная неровность» на тротуаре около перекрестка улиц Лисицына и Угличской. Такое впечатление, что здесь лежит первый и единственный слой асфальта, положенный в эпоху массовой застройки начала 70-х годов. Больше рука коммунальщика к тротуару не прикасалась.
На последнем заседании комиссии по экономике директор департамента городского хозяй-ства мэрии Валерий Пенкин подтвердил это предположение. Протяженность дорог и тротуаров Ярославля – 758 км, общая площадь только проезжей части – 12,2 миллионов кв. м. Основные улицы заасфальтированы без устройства основания и ливневой канализации.
Нормативный срок службы дорог – 30 лет, и чтобы поддерживать их в нормальном состоянии, нужно 3,5 млрд. рублей в год. Таких денег в бюджете Ярославля никогда не было, поэтому все 90-е годы ни тротуары, ни проезжие части дорог практически не обновлялись. В 1998 – 2002 годах были капитально отремонтированы только пять улиц общей площадью 80 тысяч кв. метров, тогда как по нормативам надо рекон-струировать 770 тысяч!
В прошлом году по программе «Губернатор-ские дороги» за счет областного бюджета был капитально отремонтирован ряд городских магистралей. К удивлению горожан, не только проезжая часть, но и некоторые тротуары улиц Угличской и Свободы. Здесь стало приятно гулять. Параллельно по решению муниципалитета начат постепенный ремонт асфальта во дворах и местных проездов. Однако по требованию ГИБДД власти обращают внимание прежде всего на проезжую часть. Это и понятно: малейшая ямка на дороге может стать причиной столкновения автомобилей.
Не случайно на одной из недавних планерок мэр Ярославля Виктор Волончунас отчитал своих подчиненных за плохую работу по ремонту городских тротуаров.
– Дорожникам бы только большие полотна на проезжих частях ремонтировать. Это и быстрее, и выгоднее. Надо заниматься также и ямочным ремонтом тротуаров! – потребовал мэр.
Пока данные ДГХ оптимизма не внушают. По состоянию на 1 августа в Ярославле в основном за счет областного бюджета отремонтировано 107 тысяч кв. метров проезжей части и только 1тысяча – тротуаров. Вызывают вопросы качество и логика проводимых работ. Так, вроде бы идеальный свежеположенный на тротуаре асфальт на улице Свободы прямо под окнами прокуратуры Кировского района... вздулся пузырями, как кипящий сахар.
На перекрестке Горвала и Свободы в конце прошлого лета дорожники, благоустраивавшие магистраль, сделали прямо посреди тротуара горку из старого асфальта. Местные жители уже предвкушали прелести зимнего альпинизма, но поздней осенью горку все же сровняли, и обошлось без жертв. И только на днях дорожники взялись за восстановление асфальтового покрытия в этой части Горвала, около троллейбусного депо. Пока ждут своего часа тротуары рекон-струированных проспекта Октября (напротив «табачки») и улицы Победы (напротив Ярсоцбанка и «ликерки»).
Городские власти нашли и достойную альтернативу непрочному асфальту – это тротуарная плитка. Многие предприятия и фирмы выложили ею тротуары перед входом в офисы.
Но качество работы везде разное. Если у «Макдоналдса» плитка напоминает паркет, то в некоторых местах она оказывается «непроходимее» асфальта. В итоге современный на первый взгляд тротуар становится похожим на болото. Поэтому горожане после дождей вынуждены обходить его... по проезжей части.
* * *
P. S. Редакция объявляет конкурс на самый плохой тротуар Ярославля. Пишите нам.