Путинская табель о рангах
Авторы закона вдохновлялись петровским идеалом регулярного государства. Народ должен жить по идеальным законам, разработанным мудрыми правителями. А проводником воли высшей власти будет класс чиновников – привилегированных, а потому радеющих о благе народном, а не о своем кошельке, грамотных и расторопных специалистов, выстроенных по вертикали в военном строю. В Ярославской области должны построиться более 6 тысяч федеральных чиновников и около тысячи областных.
Триста лет спустя возвращается любимое Петром I слово «регламент». У каждого учреждения появится административный регламент, в котором записаны обязанности и порядок делопроизводства госоргана. Должностная инструкция, которой обязан следовать каждый чиновник, переименована в служебный регламент. Впрочем, теперь в этом документе будет прописан перечень государственных услуг, оказываемых чиновниками гражданам и организациям, а также показатели эффективности и результативности работы госслужащих.
Впервые у чиновников будет полная ясность в вопросе, кто из них кто. Закон вводит четыре категории должностей гражданской службы по функциональной особенности: руководитель, помощник (советник), специалист и обеспечивающий специалист. За пределами этого закона остались первые лица – министры, судьи, губернаторы, депутаты (по старому законодательству – категория «А»). Кстати, в действующем избирательном законодательстве, где прописаны ограничения для участия чиновников в выборах, упоминаются устаревшие названия категорий.
Разделяется ранее существовавшая категория «Б» – госслужащие, контракт с которыми заключается на срок работы первого лица (политические назначенцы). От руководителей – директоров департаментов и их замов – отделили помощников. Все остальные чиновники, относившиеся к категории «В», служат бессрочно. Новый закон учитывает вид работы – отдельно идут специалисты, выполняющие специфическую для госоргана работу, и обслуживающий персонал (бухгалтеры, секретари).
Сами должности государственной гражданской службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Чем выше группа, тем больше зарплата. Чиновник поднимается по должностной лестнице в рамках своей категории: бухгалтер может стать главбухом, а помощник вице-губернатора – помощником главы региона. При этом руководители не опускаются ниже ведущей группы, а обеспечивающий специалист выше главной должности занять не может.
Описанная иерархия должностей существовала и до сих пор. Новизна – в появлении дополнительной иерархии чинов, или, говоря военным языком, званий. И это возврат к XVIII веку. Петровская табель о рангах 1722 года выстроила по 14 ступенькам пирамиды все военные, статские (гражданские) и придворные чины. Теперь под одну гребенку будут выстроены чиновники гражданские, военные и правоохранители. В двух еще не принятых «военных» законах будут скопированы принципы подписанного президентом «гражданского».
При Ельцине высшим федеральным чиновникам были присвоены квалификационные разряды, но на уровне субъектов РФ их можно было не вводить. Однако новый закон предусматривает обязательное введение с начала 2005 года классных чинов для всех федеральных и региональных чиновников. Наряду с окладом по должности теперь у каждого госслужащего будет оклад по классному чину («за погоны»). Его размер составит 4 месячных должностных оклада в год, что повлечет увеличение зарплаты на 30 процентов. По словам ярославских чиновников, ознакомившихся с новым законом, «прибавка очень существенная».
Если при Петре I в табели о рангах было 14 ступенек, то при Путине их 15. Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена в зависимости от того, к какой группе принадлежит занимаемая чиновником должность. Так, госслужащие высшей группы имеют чин действительного государственного советника РФ 1, 2 или 3-го класса. Для сравнения: в императорское время три высших чина носили такие названия – действительный тайный советник 1-го класса (канцлер), действительный тайный советник и тайный советник. Как видите, новое – хорошо забытое старое.
Далее – по той же схеме. Чиновник главной группы – государственный советник РФ, ведущей группы – советник государственной гражданской службы РФ, старшей группы – референт государственной гражданской службы РФ, младшей группы – секретарь государственной гражданской службы РФ (все 1, 2 или 3-го класса). Соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента России.
Однако в новом законе выявилось и забавное противоречие. Оговорено, что региональным чиновникам высшей и главной групп классные чины граждан-ской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с областным законом. А вот звания нижних чинов уже определены федеральным законом.
– Выходит, что секретарь директора какого-либо областного департамента будет иметь чин «секретарь государственной гражданской службы РФ», а ее начальник – «государственный советник Ярославской области». И чей классный чин более значим? – недоумевают ярославские чиновники.
В царской России к чиновнику определенного класса было уставное обращение. Лица первых двух классов были «ваше высокопревосходительство». Затем и гражданских служащих всех министерств одели в мундиры с погонами. Это пока в перспективе.
Конфликт интересов
Отныне гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Ранее чиновникам запрещалось заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой или преподавательской. В реальности это означает, что теперь госслужащий в свой отпуск может, скинув пиджак, разгружать вагоны или давать консультации сельхозпредприятию по агрономическим вопросам.
Западное понятие «конфликта интересов» впервые попало в российское законодательство благодаря либеральным экономистам. Это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей. В случае возникновения личной заинтересованности чиновник должен сообщить об этом начальнику, который обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего. В органах по управлению государственной службой РФ и каждого региона будут созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей не-основательного обогащения в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для самого гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. По мнению президента фонда «Индем» Георгия Сатарова, законодатель все свел исключительно к материальным интересам, хотя существуют и другие, направленные, например, на укрепление собственного политического положения.
В работе комиссий, которые предлагается создавать в госорганах (конкурсной, аттестационной, комиссии по служебным спорам), предусматривается участие независимых экспертов, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Но здесь отсутствует фундаментальный момент – обеспечение прозрачности деятельности чиновников. Ни слова не сказано, что комиссии должны быть гласными.
Гражданскому служащему по-прежнему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. Но формулировки коррупции стали более точными.
Чиновник обязан передать ценные бумаги в доверительное управление. После увольнения с госслужбы гражданину запрещается замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в подведомственных ему организациях. Забавно, но чиновнику запрещаются публичные (прямо не написано, что критические) высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, о деятельности любых госорганов, в частности вышестоящих.
В качестве одного из элементов антикоррупционного механизма следует рассматривать и положения закона, предусматривающие обязанность гражданина, поступающего на государственную службу, а также обязанность чиновника ежегодно представлять в орган по управлению госслужбой сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эта информация конфиденциальна, но данные по определенным региональным чиновникам предоставляются для опубликования СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных госслужащих.
Возраст пребывания на гражданской службе – от 18 до 65 дет. Интересна процедура подбора кадров на государственные посты. С одной стороны, чтобы стать министерским клерком, нужно пройти конкурсный отбор с привлечением экспертов. Но другая позиция закона по сути сводит эту новацию на нет. Без конкурса предлагается заполнять вакантные должности при назначении на замещаемые на определенный срок посты руководителей и советников, при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Привилегии остаются
Почти двухмиллионная армия отечественных бюрократов как минимум на год сохранит за собой все прежние привилегии, а вдобавок к ним получила царский подарок – право требовать из бюджета субсидии на покупку жилья.
До вступления в силу специальных законов условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания, а также пенсионного обеспечения сохраняются. Но реформа не затронет 540 тысяч федеральных и 1 млн. 233 тысячи региональных чиновников. Чиновники будут по-прежнему получать льготные пенсии и бесплатно пользоваться персональными авто с водителем.
Возникла дикая ситуация: чиновникам льготы оставили, а гражданам отменили. Руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак поручил Минфину, Минсоцздраву и Минэкономразвития подготовить к 1 ноября проекты нормативных актов о монетизации четырех видов льгот – медицинских, санаторно-курортных, транспортных и жилищных. Они будут внедрены в жизнь не раньше 2006 года.
При переводе льгот в денежную форму бюджет должен будет доплачивать чиновникам уровня замминистра как минимум 5 тыс. долларов в год. На покупку медстраховки для замминистра и его родственников государство будет тратить 2100 долларов, на санаторное лечение – 840 долларов, а на транспорт – 1900 долларов. Закон ввел для бюрократов и новую льготу – право получить один раз за время службы субсидию на приобретение жилья, правила выдачи которой должно установить правительство.
Помимо введения второго оклада за классный чин, система денежного довольствия чиновников практически не меняется. Ежемесячная надбавка к окладу за особые условия гражданской службы будет составлять до 200 процентов зарплаты, а надбавка за выслугу лет при стаже свыше 15 лет – 30 процентов.
Впервые размеры должностных окладов федеральных и региональных чиновников теперь в обязательном порядке ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом РФ и субъекта РФ о бюджете с учетом уровня инфляции (потребитель-ских цен). Таких привилегий, к примеру, у врачей и учителей нет.
Правда, в новом законе упомянуто, что по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда чиновников – в зависимости от показателей эффективности и результативности их деятельности. Благо российское правительство утвердило перечень статпоказателей (уровень жизни, телефонизации), которых тому или иному министерству нужно достичь. Однако реализация новаций в оплате чиновников отложена до указа Президента РФ и принятия региональных законов, то есть на не-определенное время. Будем надеяться, что не на 300 лет.