Презентация первой очереди региональной навигационно-информационной кадастровой системы (РНИКС) состоялась в администрации области. В ее основе использование спутниковой навигации и уже существующих в области каналов связи УКВ и GSM.
– Все будет подконтрольно и управляемо, – так аттестовал новшество вице-губернатор Сергей Буров.
Познакомиться с первыми результатами совместной разработки Института космиче-ских проблем, федеральных служб земельного кадастра Ярославской области и органов УВД собрались руководители разных департаментов и структур региона: областного земельного комитета, ГИБДД, автомобильного и речного транспорта, главного управления Минприроды, МЧС, департамента здравоохранения, служб связи, строительных организаций.
Столь пестрый состав приглашенных, как выяснилось, вызван возможностью представителей всех названных отраслей воспользоваться предлагаемой разработкой для наиболее эффективного решения своих задач.
На первом этапе разработчиками внедрена система мониторинга или, как они выражаются, позиционирования транспортных средств. На телевизионном передатчике в Дубках, в администрации области и управлении ГИБДД установлены средства информационного обеспечения, а на транспортных средствах – патрульных и дежурных автомашинах – датчики. Собравшимся наглядно продемонстрировали, как действует РНИКС. На экране – спроецированное с компьютера диспетчера изображение карты Ярославля. Видно, на каких улицах в данный момент находятся машины дорожно-патрульной службы. Есть и обратная связь экипажей с навигационной системой. По приборам, установленным в машине, они могут с точностью до метра определить свое местонахождение на территории города, что облегчает, с одной стороны, их операции по перехвату нарушителей, с другой – контроль начальника за действиями экипажей ДПС. В новой системе пока работают 13 машин ГИБДД и одна – администрации области.
Но возможности системы этим не ограничиваются: поиск угнанных машин, контроль за продвижением по дорогам области и по реке на судах ценных грузов, предотвращение несанкционированного вывоза отходов – настоящего бедствия для пригородных лесных массивов. Для МЧС это точность определения мест возгораний, катастроф и надежный контроль за пожароопасными и взрывоопасными объектами. Для «скорой помощи» – быстрое определение местонахождения выездной бригады.
Первый этап внедрения системы завершается в сентябре, второй – с октября по июль 2005 года предполагает внедрение навигационно-спутниковых технологий для создания в регионе единого кадастра земель. Уже сейчас в ряде муниципальных округов землеустроители проводят межевание, то есть уточнение границ участков землепользователей не дедовской косой саженью, наспех сколоченной из двух реек, и не оптическим теодолитом, а цифровым, передающим данные о контурах участка прямо на компьютер земельного комитета. «Однако, – считает председатель земельного комитета Александр Барцев, – и эти дорогие приборы и технологии не обеспечивают полного соответствия координат, снятых разными бригадами землемеров. Предлагаемая система позволит ликвидировать межевые споры, так как точность спутниковых измерений от одного до трех сантиметров.
Система удешевляет проектирование дороги. Чтобы проложить ее на карте, достаточно пройти с карманным прибором спутниковой навигации по будущей трассе. То же самое с установкой бакенов и створов на реке. Попутно спутниковая система будет использоваться для развития сети сельской телефонии, продвижения в глубинку Интернета, информационного и методического обеспечения сельского здравоохранения.
– Вам предоставляют уникальную возможность, – завершил беседу Сергей Буров. – Подумайте, как лучше использовать ее в своей работе.