Коммерсант,
открой личико
Хотя в большом зале мэрии собралось около 50 бизнесменов, солировали в начавшемся разговоре все же банкиры, которые высказывали претензии в адрес потенциальных клиентов. По мнению председателя правления «Ярсоцбанка» Игоря Захарова, непонимание между банкирами и предпринимателями объясняется разными методами ведения бизнеса.
Финансисты не могут оценить степень риска кредитования предприятия, владелец которого работает с черным налом и в легальной отчетности для налоговой инспекции показывает только часть своей прибыли. Поэтому Игорь Захаров уверен, что гораздо проще получить банков-ский кредит состоявшемуся бизнесмену, который может в качестве залога предъявить объекты недвижимости, чем начинающему предпринимателю. Еще один способ получить доступ к кредитным ресурсам – поручительство коммерсантов друг за друга (на этом основании только в «Ярсоцбанке» начинающие бизнесмены кредитовались на 70 млн. рублей).
– Центробанк ужесточает свои требования: даже при хороших залогах мы должны формировать большие резервы. Банкам нужны доказательства финансовой состоятельности их клиентов. А вы львиную долю собственной прибыли (в том числе и зарплату своих работников) оформляете, используя серые схемы, – заявил директор Ярославского филиала Банка Москвы Сергей Лежнин.
Мысль коллеги развил и директор управления кредитования Северного банка Сбербанка РФ Виктор Белкин. Он сообщил, что его финансовое учреждение в 2003 году выдало субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным в Ярославской области, 2014 кредитов на сумму 4,4 млрд. рублей.
– Все разговоры о сложности получения кредитов предпринимателями – это миф. От момента оформления документов до выдачи необходимой суммы финансовых средств проходит 7 – 10 дней. Другое дело, что многие заемщики отсчитывают этот срок с момента появления идеи обратиться в банк, – пояснил Виктор Белкин.
Но у предпринимателя, зам-председателя муниципалитета Ярославля Александра Кузнецова тоже есть свои претензии к банкирам:
– Почему у нормально работающих предприятий по пять счетов? В одном банке быстро выдают кредиты, в другом – волокитят, в третьем тебя любят и облизывают, но помочь ничем не могут.
Говорили и о популярности лизинга среди представителей малого бизнеса. По словам предпринимателей, это вызвано исключительно невозможностью взять в банке кредит. Получивший в финансовом учреждении отказ, коммерсант идет в лизинговую компанию, где получает нужную технику, но переплачивает за нее уже 30 процентов. Это плата за риск.
Руководитель транспортно-лизинговой компании Игорь Лихачев, правда, заметил, что только в одном случае из 204 ему пришлось через суд истребовать деньги от частного предпринимателя, получившего в лизинг «маршрутки».
Все на борьбу
с дебиторами!
– Давайте превратим предпринимательские объединения из клубов по интересам в денежные фонды, которые могли бы гарантировать возврат кредитов, взятых их членами, – предложил директор ООО «Инвестлизинг» Роман Груздев.
Предприниматели в зале оживились, но начавшееся обсуждение идеи создания гильдий прер-вал мэр.
– Это нереально. Коллегиальная ответственность за бездельников утопит нормально работающих коммерсантов. Нужна прозрачность в деятельности бизнеса: один раз обманул, второй – не подходи. Слово чести должны держать не только офицеры, – считает Виктор Волончунас.
Мэра поддержал вице-спикер Александр Кузнецов. Он уверен, что в России нет законов, которые помогли бы бороться с недобросовестными должниками-предпринимателями.
– Попробуй не заплати налоги! А не отдать партнеру должок – запросто, и за это ничего не будет. У моего холдинга «Арсенал» почти треть активов зависла. Покупатели признают долги, но отказываются платить, так как за это нет уголовной ответственности. Как этот вопрос решить с помощью закона, а не бандитов – я лично не знаю.
По мнению некоторых, современная Россия нуждается в введении английских законов XVIII века. Там человека, задолжавшего даже небольшую сумму денег, мог задержать констебль и посадить в тюрьму до тех пор, пока тот не выплатит долг. Если же обанкротившийся коммерсант пытался сбежать из заключения, то ему грозила петля. За «вывод активов» также могли подвести под виселицу.
Впрочем, у нас драконовские британские законы еще не в ходу. Президент Ярославской ТПП Валерий Лавров сообщил, что палата ведет «белый» список честных предпринимателей: «Так почему бы не составить и «черный»?» Фамилии коммерсантов, «кинувших» партнеров, можно было бы разместить в Интернете для всеобщего сведения. У Валерия Лаврова только одно условие: должно быть четко указано: кто кому не заплатил, за что и какую сумму.
Известно, что ведением подобных баз данных по клиентам банков скоро займутся кредитные бюро, законопроект о которых уже несколько лет лежит в Госдуме РФ. До принятия этого документа банки не хотят обмениваться сведениями о своих заемщиках – и честных, и мошенниках. А значит, и бизнес в России пока останется с криминальным душком.