Поверили на слово
Не удивлюсь, что скоро, вслед за площадью Труда, забором обнесут и Советскую площадь. Пока же стройка может начаться в двух шагах от областной администрации и храма Ильи Пророка – в квартале между домами № 2 и 4 по улице Советской, Народным переулком, улицами Волкова и Кедрова.
В середине XVIII века здесь находился двор усадьбы купца Полушкина, выходивший на церковь Николы Надеина. На месте дома № 2 по улице Советской стоял тот самый кожевенный амбар, в котором приемный сын купца Федор Волков в 1750 году начал историю первого русского национального театра. В конце XVIII века этот квартал был за-строен двухэтажными усадебными особняками, окруженными большими садами.
В 30-е годы ХХ века были возведены многоэтажные дома по улице Советской, а недалеко – школа № 4. Сейчас в постройках сталинского времени живут в основном потомственные интеллигенты. Их деды и отцы во дворе посадили деревья и кусты, за которыми потомки заботливо ухаживают до сих пор. Невероятно, но факт: там нет ни одного гаража – только детская площадка, клумбы, качели.
24 февраля 2004 года в квартал приехали строители и соорудили забор, огородивший всю территорию двора. Жители заволновались и пошли за разъяснениями в мэрию, там им сообщили, что начинающаяся стройка законна. Но люди вспомнили, что три года назад чиновники говорили совершенно противоположное.
В 2001 году во дворе начались археологические раскопки, и жители поняли, что у них под окнами скоро развернется стройка. В адрес мэра Виктора Волончунаса и спикера муниципалитета Валентина Гобина было направлено письмо, в котором жильцы домов по улице Советской решительно возражали против «уплотнения», ущемляющего их право на благоприятную окружающую среду. Городской голова встретился с жителями, успокоил их и пообещал рекомендовать заказчику строительства учесть мнение людей.
Однако сделано этого не было. О том, что мэр Ярославля разрешил ООО «Большие соли» строить в их дворе три новых 2-3-этажных коттеджа с семью встроенными гаражами для автомашин, жители узнали в феврале 2004 года – только через три месяца после принятия решения. В начале апреля, пока люди ходили по кабинетам чиновников, строители спилили первые десять деревьев и завезли бетонные плиты и блоки.
Все согласовано?
Тогда потерявшие терпение жители домов по улице Совет-ской, 4 и 4а, улицы Волкова, 7, обратились в Кировский райсуд с заявлением о признании недействительным постановление мэра Ярославля от 2 декабря 2003 года о предоставлении земельного участка ООО «Большие соли» для строительства группы жилых домов по улице Кедрова. Представлять интересы горожан стал адвокат Евгений Торопов.
Чтобы остановить уничтожение двора, истцы просили суд до принятия решения по существу дела запретить всякие строительные работы. Судья Андрей Сеземов признал необходимость этой меры по обеспечению иска и 14 апреля вынес соответствующее определение. Работа на стройке замерла, и выяснение отношений между жильцами и мэрией продолжилось в Киров-ском суде.
В ходе процесса, начавшегося в июне, представители ООО «Большие соли» заявили, что требования жильцов необоснованны, так как проект строительства прошел необходимые согласования. Все претензии истцы действительно предъявляют к государственным органам. Интерес инвесторов ясен: любое свободное место в центре Ярославля должно быть за-строено жильем, которое можно выгодно реализовать. А вот логику чиновников, подписывавших согласования на строительство, жители улицы Советской понять не могут.
– Границы территории квартала и его застройка являются объектом охраны как памятники истории и культуры, градостроительного искусства, – подтверждает заключение управления государственной вневедомственной экспертизы (УГВЭ) Ярославской области, но вывод из этого факта делается парадоксальный: – Размещение нового компенсационного строительства будет оптимизировать использование свободной территории и повысит качество проживания в квартале.
Истцы обратили внимание суда на то, что этот документ (на основании которого издан приказ главного архитектора Ярославля Аркадия Бобовича о согласовании проекта строительства) составлен заинтересованным лицом – ведущим специалистом УГВЭ М. А. Бобович. Жильцы полагают, что ни о каком компенсационном строительстве не может быть и речи: кроме временных сараек никаких зданий во дворе не было.
Истцы утверждают, что до марта 2004 года они не были проинформированы о грядущем строительстве, вопреки требованию ст. 18 Градостроительного кодекса РФ. Это значит, что они не имели возможности принять участие в обсуждении проекта застройки квартала и высказать свои пожелания.
Представители мэрии и ООО «Большие соли» в суде заявили, что граждане информировались о грядущем строительстве через областные газеты, через выставки и размещение объявлений на подъездах. Впрочем, названия и даты публикаций в СМИ не приводятся.
Неохраняемые памятники
Когда жильцы посмотрели проекты новостроек, то ужаснулись. Если двухэтажный коттедж на две семьи еще как-то вписывался в историческую архитектуру, то трехэтажный дом с мансардой поразил истцов не только высотой, но и суперсовременным дизайном. О каком сохранении памятника-квартала может идти речь?
В областном департаменте культуры и туризма суду подтвердили, что дом № 4 по улице Советской является памятником истории и культуры регионального значения, дома № 5 и 7 по улице Кедрова, дом № 7 по улице Волкова – вновь выявленные объекты культурного наследия. А при близком расположении нескольких памятников истории на расстоянии 100 метров создается единая охранная зона.
Истцы ссылаются на ст. 23 закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ на территории Ярославской области» и аналогичные положения федерального закона. А в охранной зоне памятников истории и культуры, согласно ст. 21 областного закона, проведение строительных работ запрещено, кроме действий по сохранению памятников.
Интересно, что ООО «Большие соли» также доказывает свою правоту со ссылками на документы. Все еще действующая ст. 35 закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» разрешает производство строительных работ в пределах зон охраны только с согласия Министерства культуры. Однако застройщик получил только согласование своего проекта, и не в Минкультуры РФ, а в областном департаменте культуры, которому федеральный орган передал свои полномочия. Истцы уверены, что такая передача незаконна, а согласование проекта за-стройки – не выдача разрешения на строительство.
Кировскому райсуду предстоит нелегкая задача – разобраться в противоречиях и хитросплетениях старых и новых законов об охране памятников, которые закрутили депутаты Госдумы РФ.
Под угрозой обвала
Жильцы категорически не согласны и с положительным заключением государственной экологической экспертизы, проведенной комитетом природных ресурсов по Ярославской области. Экологи признали, что двигатели автомобилей, въезжающих и выезжающих со стоянок и гаражей, будут загрязнять воздух оксидом углерода, бензином, диоксидом азота, диоксидом серы, ацетальдегидом, бензапиреном. Однако после расчета рассеивания этих веществ эксперты пришли к выводу, что «уровни загрязнения атмосферы незначительны».
– Строительство домов с гаражами нарушает экологическую безопасность и создает угрозу жизни для жильцов и учащихся школы № 4, которые могут попасть под колеса автомашин, выезжающих из гаражей. Это грубое нарушение нашего конституционного права на благоприятную экологическую среду, – заявили в суде жильцы.
Более того, они полагают, что новое строительство во дворе может повлечь за собой угрозу обвала дома № 4 по улице Советской. В проектной документации никак не учтен тот факт, что это здание дало трещину, что меж-этажные перекрытия в нем – деревянные. Вопросы остаются и по геологической ситуации в квартале: можно ли вообще что-либо здесь строить при таком состояния грунта?
Посмотреть в глаза
Судебный процесс из-за большого числа истцов затянулся, его продолжение перенесено на сентябрь. Пока еще не выслушаны представители мэрии Ярославля и городской архитектуры. Адвокаты ярославцев будут требовать, чтобы на суд пришли Виктор Волончунас и Аркадий Бобович. Жители центра Ярославля хотят, чтобы они лично, а не с помощью представителей объяснили свою позицию в отношении охраны памятников истории города, готовящегося к тысячелетию.