Монография В. Т. Анискова, безусловно, заслуживает принципиальной положительной оценки. Позицию автора отличает тот позитивный и продуктивный историко-методологический консерватизм, который наглядно свидетельствует не только о научной добросовестности, но и о здравой нравственной позиции. В. Т. Анисков явно не желает решительно менять фокус индивидуального исторического сознания в угоду каким-то политическим новациям.
Наоборот, он стремится все более современно осмысливать жизнь и судьбу российского (советского) крестьянства, тем более, что величие подвига отечественной деревни, ее вклад в Победу над фашизмом переоценить вряд ли возможно.
В исследовании В. Т. Анискова содержится подлинный социокультурный портрет советского крестьянства, причем представленный на широком историческом фоне и в многообразии значимых историко-психологических деталей. Безусловно, что такой подход привлечет внимание не только коллег-историков, но и всех исторически мыслящих читателей, стремящихся к непредвзятому и доказательному осмыслению нашего прошлого и настоящего.
Вызывает уважение даже простое перечисление проблем, за-тронутых автором: например, мобилизационные и эвакуационные процессы в советской деревне в годы Великой Отечественной войны, состояние производительных сил агросферы, героизм воинов-крестьян, помощь сельского тыла фронту (в диалектике достижений и уроков); в монографии содержится беспощадная характеристика фашистского «аграрного порядка», который Виктор Тихонович квалифицирует как геноцид и изуверство; описано возрождение советской деревни и прочее.
Особого внимания заслуживают сюжеты, связанные с анализом проблемы диалектики личного и общественного в труде и быте колхозников. К числу несомненных удач В. Т. Анискова относится строго логичный, разносторонний анализ взаимовлияния «предельно урезанного общественно-кооперативного и ожившего индивидуально-личного начала колхозной системы» в непростых условиях войн.
Позиция В. Т. Анискова высоко гуманистична. В центре внимания его исследования – осмысление духовных истоков жертвенности сельского населения нашей страны, выяснение причин духовной стойкости крестьянства.
Возможно, что в некоторых оценках уважаемый автор излишне категоричен. Но нельзя не заметить, что его критика, например, «эпигонов демократии» или проекты нового типа «особенного государственного капитализма» как парадигмы современной и будущей России, основываются на серьезной интеллектуальной базе и меньше всего напоминают ругань или утопию.
Замечательно и то, что книга В. Т. Анискова богато документирована, ее научно-справочный аппарат убедительно свидетельствует в пользу ответственности, доказательности и объективности авторской позиции.
«Чтобы вновь дать народу веру в будущее, – пишет Виктор Тихонович Анисков, – надо вернуть ему историческую память... Дать снова обрести святые чувства патриотического, межнационального и социального единения, нерасторжимой связи поколений». Интеллигентность и замечательный патриотизм уважаемого автора в полной мере проявились в посвящении книги «Святому поколению крестьян той судьбоносной поры и их славному сыну Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову».
Переходное состояние современной России, порождающее культурно-идеологическую дисгармонию существующих в ней общественных отношений, за-ставляет нас искать некие ориентиры в недавнем (и давнем) историческом бытии. Актуальная и интересная книга В. Т. Анискова многим поможет в этом отношении.
Сергей ОСЬМАЧКО, доктор исторических наук, профессор.