Маленькое
предвыборное чудо
Во время второй мировой Антонина Ивановна была техником по обслуживанию самолетов, воевала в Японии. После войны вернулась в Ярославль, где ее поселили в одном из бараков. На улучшение жилищных условий Пугачева еще в советское время встала в очередь, которая по закону всегда считалась льготной. Однако никакой «льготности» Антонина Ивановна на себе не ощутила. Правда, в 1993 году ей предложили «хрущевку», но квартира была в ужасном состоянии, у женщины просто не хватило бы средств, чтобы ее отремонтировать. Поэтому ветеран войны отказалась справлять такое новоселье. Все это время ей приходилось жить в стесненных условиях деревянного барака, практически без удобств.
В прошлом году в Ярославской области получили квартиры от государства 63 ветерана из 784 нуждающихся. Квартиры участникам войны предоставляет областная администрация. Там же распределяют жилищные субсидии для чернобыльцев и северян, переселившихся в нашу область после 1992 года. Для первой категории (их по области 189 семей) деньги выделяются Министерством экономического развития России – в год на всех по 400 – 600 тыс. рублей, в этом году сумма увеличилась до 820 тысяч. Но средств этих хватает только на жилье для одной-двух семей.
Тем, кого не устроила жизнь на севере (72 семьи по всей области), помогает МЧС, но суммы поступают куда скромнее – по 200 – 240 тыс. рублей, в этом же году запланировано более 500 тысяч, что само по себе крайне мало. И если северян прибывает все больше, то очередь чернобыльцев сокращается. Причина – смена места жительства, получение жилья или просто смерть человека.
В Ярославле все списки очередников находятся в администрациях районов, а в муниципальных образованиях – у районных властей. Однако по непонятным причинам не везде такие списки согласились предоставить газете. Но уже из тех сведений, которые удалось получить, становится ясно, что справлять новоселье доводится единицам из многих сотен нуждающихся. Например, в Красноперекопском районе в этом году квартиру получила только одна семья – знакомой нам Антонины Ивановны Пугачевой.
Жилищная революция
Сегодня больше всего граждан стоят в общей очереди на получение жилья. В нее попали ярославцы, проживающие на площади меньше 6 квадратных метров на человека или чьи дома (квартиры) настолько устарели, что их износ превысил 65 процентов. По Красноперекопскому и Заволж-скому районам Ярославля в общей очереди ожидают новых квартир 1122 и 874 семьи соответственно. Инвалиды, многодетные семьи и матери-одиночки имеют отдельные очереди на жилье. Таких набирается по сто – двести семей в каждом районе. Следом идут учителя и врачи. Вне очереди должны получать жилье инвалиды Великой Отечественной войны І группы, чернобыльцы, получившие инвалидность.
Очереди двигаются за счет строительства новых многоэтажек, в которых застройщики предоставляют мэрии 10 – 15 процентов квартир, как выразились в одной районной администрации, «за прокладку коммуникаций». Но «по этому каналу», как считают в мэрии, выделяется «мизерное количество метров». Кстати, в связи с новым строительством старые дома сносят, а их обитателям дают новые квартиры. Мэр Ярославля Виктор Волончунас надеется, что процесс этот пойдет быстрее ближе к 2010 году, когда город будет праздновать свой юбилей.
Впрочем, общепринятый сегодня порядок предоставления квартир государством будет изменен в ближайшее время с введением нового Жилищного кодекса, который обсуждается в Госдуме России. Вместе с ключами от квартир их получателям государство больше не намерено давать ордера. У людей не будет права собственности на новое жилье. Квартиры будут сдаваться горожанам в бессрочный наем.
Согласно планам составителей Жилищного кодекса первоочередников больше не будет. Из всех существующих сегодня очередей сделают две. В первую войдут военнослужащие, чернобыльцы, северяне, переселенцы из аварийного и ветхого фонда, беженцы и некоторые другие категории граждан. Обязательство обеспечить их жильем будет нести государство.
Все остальные очередники составят вторую категорию – малоимущих. Предоставлять жилье им будут по дате постановки в прежнюю очередь, вне зависимости от того, в какой из них человек стоял. Причем заниматься этим будут исключительно муниципальные власти за счет собственных средств.