Именно эти показатели будут использоваться в ходе принятия решения о продлении полномочий глав субъектов РФ. По данным «Газеты», соответствующий указ президент Владимир Путин может подписать 1 октября, сразу после визита в Ярославль.
Система показателей состоит из 127 критериев: от «уровня жизни населения», «экономического роста», «качества образования и воспитания» до объема потраченных средств на «культурное и духовное развитие жителей региона». В тех субъектах, где показатели по большинству критериев недотягивают до среднероссийских, губернаторские полномочия продлены не будут. Заверяют, что результаты мониторинга будут открытыми и с ними сможет познакомиться любой россиянин.
Глава региона, отчитываясь об «обеспечении потребности населения в качественном образовании и воспитании», должен ответить на 24 вопроса: сколько учащихся в его регионе от общей численности выпускников сдали ЕГЭ, привести данные опроса родителей (удовлетворены ли они качеством школьной подготовки), подсчитать, сколько учеников приходится на одного сотрудника школы. Есть в показателях эффективности и такие пункты: «уровень госпитализации на 100 жителей» или «число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек населения».
Корреспондент «Северного края» выяснил, как оценивают предлагаемую систему контроля ярославские политики и рядовые граждане.
Станислав СМИРНОВ, депутат облдумы, первый секретарь Ярославского обкома КПРФ:
– Это предвыборный маневр власти, которая пытается доказать обществу, что объективно подходит к назначению губернаторов. Статистика – хитрая штука. Существующие рейтинги субъектов РФ тоже на первый взгляд объективны. Но ведь вложения в производственную и социальную инфраструктуру многих регионов сделаны в годы советской власти, это не заслуга нынешнего поколения. Как можно сравнивать Ярославскую и Ивановскую области?
Кроме того, бессмысленность статистического подхода при оценке работы губернаторов становится очевидной при нынешней системе межбюджетных отношений. Федеральная власть изымает деньги наверх в централизованном порядке, но не отвечает за состояние дел на местах. Будь хоть семи пядей во лбу, но дотационный регион проиграет донору, даже если руководитель последнего работает хуже. Все равно, я уверен, будет преобладать субъективный подход в оценке работы губернаторов.
При отборе назначенцев главными критериями должны быть уровень их профессиональной подготовки, бюджетная обеспеченность региона и жизненный уровень населения. Но думаю, что надо вернуть народу самому решать, кому быть губернатором, а кому нет. Я – за прямые выборы.
Ярослав ЮДИН, депутат муниципалитета Ярославля, председатель регионального отделения «Союза правых сил»:
– А разве выбирать губернаторов нельзя, обязательно надо было 127 критериев разрабатывать? Всенародное голосование, мне кажется, объективнее, чем статистика. Народ, конечно, может ошибиться, но ведь и Госсовет тоже непогрешимым не является. А если он не те критерии отбора губернаторов разработал?
Появление 127 показателей – это попытка продемонстрировать то ли Западу, то ли собственному народу, что отмена выборности глав регионов – не просто зажим демократии. Вроде как политический процесс поставлен на научную основу. На самом деле такие попытки выглядят достаточно смешно. Даже если эту систему внедрят в жизнь, смешной она быть не перестанет. Это тот случай, когда гармонию алгеброй проверить нельзя. Так и президента можно начать оценивать по 127 критериям, и если он недотягивает до нужного балла, то ему нельзя будет баллотироваться на следующий срок.
Нина Константиновна, пенсионерка:
– А я вот не знаю статистику-то... Народ ведь все равно не спросят, если губернатора назначают. Власть совершенно отошла от людей, заботится только об олигархах. Главный критерий – чтобы простому народу стало жить лучше, чем сейчас. Нас заставляют выбирать управляющую домом компанию. А зачем она нам нужна, если мы живем в развалюхе, капитального ремонта в доме не было тридцать три года. Пусть власти приведут наш дом в порядок, тогда мы и увидим заботу о себе.