В своем недавнем послании Федеральному собранию Президент России дал оценки двум партийным позициям в Государственной Думе. За левыми закреплен статус лоббистов интересов крупного бизнеса. Либералы упомянуты в номинации популистов, голосующих за затратные законы в интересах широких масс. Видимо, имелось в виду включение в так называемые страховые периоды при назначении пенсии службы в армии, периодов ухода за детьми, учебы.
А что же «центристские» партии в Госдуме? Чьи интересы отстаивали они? Президент о них промолчал. Рискну дать свою оценку.
Центристы отстаивают интересы чиновников – это парадоксальная, но точная оценка их деятельности в парламенте.
Центристские партии называют себя то партиями власти, то пропрезидентскими или проправительственными партиями, то партиями всего российского народа. На деле они озабочены защитой интересов самого «угнетенного» класса российского общества – чиновников.
Действительно, если законодательные усилия центристов увенчаются успехом, то в скором будущем число чиновников возрастет, и они составят если и не большинство общества, то его «лучшую», привилегированную и благодарную центристам часть
В новом законодательстве о чиновниках (о государственной службе), которое активно лоббировали «Единство»», «ОВР», «Народный депутат», «Регионы России», предусмотрено, что чиновники теперь уже на законных основаниях сами будут учреждать новые чиновничьи должности.
Депутаты этих фракций доверили чиновникам самостоятельно определять порядок расходования наших денег на их содержание. Им же передается право устанавливать квалификационные требования к своей работе. А то вдруг требования окажутся слишком высокими? А следующий закон, который сейчас на подходе в Государственную Думу, закрепляет за чиновниками возможность серьезного роста зарплаты при сохранении и закреплении привилегий. Да и пенсия тоже будет «особой».
Назначение на освобождающиеся должности тоже предлагается делать по-прежнему, то есть по-свойски – по усмотрению начальника. Чтобы не было нужды учитывать такие факторы, как профессионализм, ответственность перед гражданами, эффективность работы. Конкурс должен быть, но можно легко и теперь уже законно обойтись и без него. Главное, чтобы начальство было довольно.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» – это извечная проблема добросовестных российских чиновников, которых центристы, по сути, заставляют не служить, а прислуживаться.
Хотите знать, кому сказать за это «спасибо»? Что касается фракций, то за принятие проекта закона «О системе госслужбы РФ» голосовали «Единство» (98,8 процента депутатов), ОВР (100 процентов), ЛДПР (100 процентов), депутатская группа «Народный депутат» (100 процентов) и «Регионы России» (57,4 процента), «Яблоко» (29,4 процента).
Получается, что одним законом («О системе государственной службы РФ») они дали «добро» на закрепление привилегий чиновникам, а своим противодействием другому закону («Кодексу служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления») они отказались установить ответственность чиновников перед гражданами.
«Кодекс служебного поведения» был инициирован депутатами фракции СПС (Б. Немцовым и мною) и внесен в Государственную Думу вместе с депутатами других фракций.
Во втором чтении центристы дружно провалили «Кодекс служебного поведения». Так же дружно, как поддержали предыдущий закон в интересах чиновников. Вероятно, из-за того, что не нужен «Кодекс служебного поведения» недобросовестным, алчным, коррумпированным чиновникам. Не отвечает он их интересам.
Этот законопроект устанавливает правила, которые никому – ни министру, ни губернатору, ни мэру, ни судье, ни чиновнику – нарушать нельзя. Одним из главных требований к чиновнику любого ранга должно быть прохождение ежегодной проверки на «конфликт интересов». Чиновник не имеет права занимать должность, на которой он может или обязан принимать решения, способные принести личную выгоду ему, его родственникам, близким прямо или через организации, в которых у него есть свои интересы.
И министр, и чиновник мэрии должны были бы уже до августа этого года пройти эту проверку на «чистоту рук». Если, например, обнаружилось бы, что в ведении министра находятся предприятия, фирмы, компании, которыми или частью которых он же и владеет, его пришлось бы освободить от должности. Не надо путать свой карман с государственным. Но, увы, этого не случится.
100 процентов депутатов фракции «Единство» (Л. Слиска, О. Уткин), 96,2 процента депутатов «ОВР» (В. Володин), 83 процента депутатов «Народного депутата» (О. Коргунов), 70,2 процента депутатов «Регионов России» отказались поддержать законопроект.
Неужели непонятно, что этот закон – конкретный механизм для пресечения использования служебного положения в личных целях, масштабных форм взяток, административного давления на бизнес, фактического слияния бизнеса и чиновничьей власти?
Мне не хочется верить, что вы, мои коллеги, сознательно хотите сохранить для чиновников возможность получения взяток.
Пока ситуация поправима. «Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и местного самоуправления» может быть поддержан при его повторном рассмотрении во втором чтении.
Позицию СПС по этому вопросу можно было бы определить так: «Эффективному российскому государству – да! Всевластию чиновников – нет!» И эта позиция, как мне кажется, отвечает интересам не только рядовых граждан, но и добросовестных чиновников. Тех, кто служит, а не прислуживается.
Надеюсь, избиратели выскажут свое мнение по этим вопросам представляющим их интересы депутатам Государственной Думы.
В. ЮЖАКОВ, депутат Госдумы, фракция СПС, председатель подкомитета по вопросам государственной власти и государственной службы, профессор, заслуженный работник высшей школы.