Ярославского мэра, спешащего вместе со свитой в зал заседаний, встречал пикет активистов одной из микропартий. Транспаранты в их руках гласили: "Мэр, ты не прав!", "Даешь правильную жилищную политику!" и т. д. Мэру захотелось выслушать представителей пассионарной части электората:
- А что надо сделать, чтобы она стала правильной?
- А надо предоставить помещение для нашей штаб-квартиры...
Восприятие звучавшего на слушаниях другими "пассионариями", уже реализовавшими свое политическое предназначение и ставшими депутатами муниципалитета, немногим отличалось. После того как прозвучали доклад заместителя директора департамента городского хозяйства ярославской мэрии Валерия Федотова и содоклад, сделанный самим Виктором Волончунасом (вместе заняли почти полтора часа), некоторые депутаты чуть не прослезились.
- Как здорово вы здесь все объяснили! Я, правда, ничего не понял, но ведь я непрофессионал, - так высказался депутат Юрий Матвеев.
Злые языки с галерки ехидно зашептали:
- Да и не стремился он ничего понять. Зачем ему думать, если все равно поддержит то предложение, что выскажет мэр...
Подобное можно было услышать и о прочих согласных с политикой мэрии в сфере ЖКХ. А вот инициатор слушаний Александр Цветков и ряд других членов рабочей группы по их подготовке напряженно вслушивались в поучительное повествование.
Им рассказали о трех источниках и трех составных частях оплаты жилищно-коммунальных услуг: о так называемом перекрестном финансировании с помощью промышленных предприятий (от которого уже в нынешнем году надлежит уйти); о платежах населения, вызывающих головную боль у обеих сторон - и у исполнительной власти (плохо и мало платят), и у представительной (непонятно, за что платят); ну и о бюджетном финансировании. Недостающую после сбора денег с населения сумму доплачивают местный и федеральный бюджеты. Федеральный дает только то, что предусматривают соответствующие стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг. К примеру, в прошлом году на Ярославль была спущена цифра 16,2. Столько рублей в пересчете на один квадратный метр общей площади квартиры должен был стоить полный набор ЖКУ (всех услуг, включая водопровод с канализацией, отопление, газ...). 90 процентов суммы - еще один федеральный стандарт - полагалось собрать с населения, а 10 ассигновал бюджет страны. Все, что не вписывается в утвержденные рамки, ложится на местный бюджет. Не вписалось то, что ярославский мэр не решился собирать с народа более 75 процентов... Правда, с существенно большей итоговой цифры: у нас затраты на метр жилья составили в 2002 году 18 рублей.
- Почему так произошло? Кто в этом виноват? Будет ли это нарушение государственных нормативов иметь какие-то юридические последствия?
Руководитель рабочей группы по подготовке слушаний Александр Цветков не дождался ответа на эти и многие другие подобные вопросы. Возмутила его информация о том, что резкое повышение стоимости услуг "Водоканала" (в 12 раз за пять лет) объясняется "тяжким финансовым положением" этого муниципального предприятия, заработавшего в прошлом году "всего" 700 млн. рублей прибыли. Именно поэтому с января водоканальские услуги опять вздорожали на 21 процент и с 1 мая предполагается вздуть цены еще на 19 процентов. Удорожание услуг ЖКХ в целом значительно опережает темпы инфляции (57 процентов против 16 в 2002 году).
Разочаровала депутатов работа контрольно-счетной палаты муниципалитета и ее председателя Вячеслава Зубенко. Контролеры за отведенные им несколько месяцев сумели проверить формирование лишь одного тарифа - "Ремонт и содержание жилого фонда" (первая строка квитанции на оплату ЖКУ). Причем руководствовались ведомственной инструкцией. И заявили: действительно, тариф формируется неправильно. Только он оказался, по их мнению, не завышен, как надеялись некоторые, а занижен - в три раза против реальных потребностей отрасли.
Все это не понравилось Александру Цветкову и его заединщикам. И они вынесли на утверждение коллег-депутатов проект рекомендаций. Мэра не устроили там два пункта. Он не желает лишать работы и зарплаты как на дрожжах растущий штат ненужной (так считает часть депутатов) бюрократической структуры - районных ДЕЗов. И очень не хочет возвращать муниципалитету, как это предусмотрено в уставе города (п. 4, ст. 80), право утверждать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Поддерживающие градоначальника народные избранники мотивировали свою позицию тем, что не намерены они напрягаться, пытаясь наконец понять безумно сложный механизм формирования этих цифр ("Пусть занимаются профессионалы").
В итоге принимать документ не стали, решили вынести на заседание муниципалитета. И, скорее всего, отвергнут. А зря, зазвучали все те же ехидные голоса в кулуарах. Сейчас мэр, чуть что, оказывается "мальчиком для битья". А сумеют ли депутаты сделать ЖКХ лучше, не повышая цен?