"Хотим видеть улицу, людей, дома, Свободу нашу!" Этот крик души - из письма в редакцию жильцов многоквартирного дома № 70 по улице Свободы в Ярославле, в котором поведали они горестные подробности своей полугодовой тяжбы против установленной возле их дома массивной рекламной конструкции: "Если бы она была деревянная, мы бы ее спилили". Видно, наболело.
Жильцы уже обзвонили ответственных за наружную рекламу в родной Кировской администрации и в мэрии - вплоть до главного архитектора города А. Р. Бобовича - с категорическим требованием убрать щит. Призвали к ответу и местного представителя его владельца - московского рекламного агентства "АПР-Сити/ТВД". "Вопрос решен, зря стараетесь". Судя по письму в редакцию, именно к этому сводились все официальные разъяснения... Тогда товарищи по несчастью воспользовались, по их словам, последним шансом восстановить справедливость: обратились за поддержкой в "Северный край". Ни на какие нарушенные законы они не ссылаются. Но задаются вопросом: неужели, проработав на благо государства по сорок - пятьдесят лет, они не заслужили права без нервотрепки смотреть из окна на улицу. То бишь видеть там то, к чему привыкли - перспективу улицы Свободы и чудный сквер на ее пересечении с Городским валом. Жильцы апеллируют к неписаному праву: перекрывать чем бы то ни было обзор из окон в Отечестве нашем издревле запрещали элементарные правила добрососедства, а с петровских времен и градостроительные договоры. Культурный ландшафт - важная составляющая современных проектов жилья, особенно актуальная для городской застройки. На потребительскую стоимость квартиры может влиять не только обеспеченность микрорайона общественным транспортом, наличие поблизости магазинов, детских садов и прочего, но и такие, казалось бы, тонкие материи, как количество солнечного света в окнах и сам вид из окна. Трудно предположить, что рекламисты этих азов не знают. После звонков с улицы Свободы ярославский менеджер столичного агентства Владимир Ганненко предпринял-таки ответный ход, разъяснительный и миротворческий. Тем не менее нормального диалога не получилось. Не помогло и предложение агентства хоть как-то уменьшить коммунально-бытовые невзгоды жильцов бесплатным благоустройством двора. При этом, имея на руках все разрешительные документы, правовых оснований для дополнительных затрат по переносу установки рекламщики не усмотрели. В отделе главного управления архитектуры и градостроительства мэрии нам растолковали: если комиссия по рекламе из представителей районных администраций, сотрудников ГИБДД, департамента городского хозяйства отвечает в основном за отвод места и за дизайн рекламы, то ее содержанием и действенностью в их взаимосвязи, по сути, не занимается никто. Нужен-де общественный совет, наподобие топонимического, из социальных психологов, лингвистов, историков, литераторов, и лучше, если такой совет будет собираться при антимонопольном комитете, с его правом напрямую штрафовать нарушителей. Вопрос открытый - не будет ли выглядеть такое нововведение неким "архитектурным излишеством" к действующему художественно-экспертному совету ГлавУАГа. Но то, что проблема есть, и подсказывает нам письмо жильцов дома № 70 по улице Свободы. Не будем ходить далеко. Обойдем по периметру сквер, хорошо видный из окон наших читательниц. Здесь как раз зона особого рекламного контроля с наиболее жесткими требованиями к средствам уличной рекламы. Вот наискосок через сквер на крыше ресторана "Углич" ветер треплет оборванные края плаката, все еще приглашающего нас на Всероссийскую перепись населения. Чуть поодаль гастроном упорно продолжает поздравлять покупателей с Новым годом. Всех перещеголяло ночное кафе. На торце здания ЯЗТА вывеска: пышноволосая красотка откинулась в огромной рюмке. По нашим сведениям, отдел наружной рекламы и информации ГлавУАГа предписал демонтировать малопристойную картинку. Но дама при всем честном народе продолжает свои опасные водные процедуры. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.