В связи с рассмотрением 11 февраля 2003 года Государственной Думой вопросов регулирования тарифов на электроэнергию, с выступлением председателя Правительства России в рамках "правительственного часа" 12 февраля 2003 г. в Госдуме, а также с резкой критикой со стороны ряда депутатов в адрес Федеральной и региональных энергетических комиссий ФЭК России считает необходимым разъяснить сложившуюся ситуацию.
В соответствии с федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с изменениями от 11 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.) ФЭК России и региональные энергетические комиссии (РЭК) в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, работают на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством РФ, и независимы в своих решениях в пределах полномочий, предоставленных им настоящим федеральным законом.
РЭК не являются структурными подразделениями (или филиалами) ФЭК России, административно ей не подчиняются и в рамках закона самостоятельно устанавливают тарифы в регионах.
Правительство РФ и ФЭК России как федеральный орган исполнительной власти не могут напрямую устанавливать тарифы в регионах или отменять принятые соответствующими РЭК тарифы. Согласно существующему законодательству тарифы в регионах устанавливают РЭК субъектов Российской Федерации.
ФЭК России имеет полномочия изменить решения РЭК только в порядке разрешения споров при обращении потребителей, хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день таковых в ФЭК России не поступало.
Механизм ценообразования на электроэнергию на федеральном оптовом рынке электроэнергии функционирует строго на действующей законодательной базе Российской Федерации.
ФЭК России констатирует, что механизм ценообразования на электрическую и тепловую энергию, закрепленный федеральным законом от 10.01.2003. N 6-ФЗ определяет вопросы, связанные с установлением предельных уровней тарифов на тепловую и электрическую энергию в регламенте подготовки в 2003 году государственного бюджета очередного, 2004 года, что подтверждается нижеследующим:
Согласно этой статье "предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию... устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим федеральным законом".
Учитывая, что указанный закон принят и введен в действие после принятия федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002. N 176-ФЗ (то есть не имеет обратной силы), при регулировании тарифов на 2003 год должны быть учтены прогнозные предельные значения тарифов, принятые в утвержденном госбюджете 2003 года как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Предельные тарифы являются макроэкономическими параметрами, то есть средними по России. Их величины не могут строго совпадать с уровнем экономически обоснованных тарифов по каждому региону Российской Федерации, каждому населенному пункту.
Уровень роста тарифов для конечных потребителей в каждом конкретном регионе может быть выше или ниже предельного значения, среднего по стране, в зависимости от степени влияния следующих факторов:
1. роста тарифов на электроэнергию (мощность), отпускаемую с оптового рынка;
2. доли расходов энергоснабжающей организации (далее - ЭСО) на покупку электроэнергии (мощности) с оптового рынка в общей величине необходимой валовой выручки ЭСО;
3. роста абонентной платы РАО "ЕЭС России";
4. доли расходов ЭСО по оплате услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России (абонентная плата РАО "ЕЭС России") в общей величине необходимой валовой выручки ЭСО;
5. увеличения расходов ЭСО на производство электроэнергии на собственных электростанциях, расходов на содержание линий электропередачи, а также на сбыт;
6. сроков введение новых тарифов на электрическую энергию (мощность) для конечных потребителей в регионе (например: среднегодовой рост в 14 процентов может быть достигнут увеличением тарифов с 1 января 2003 г. на 14 процентов или с 1 июля 2003 г. на 28 процентов).
Затрагивая одну из первопричин роста тарифов на федеральном уровне, нельзя не отметить тот факт, что Государственная Дума внесла изменения в федеральный закон от N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (с последними изменениями 24 декабря 2002 г.), в котором с 1 января 2002 года существенно возросли (в разы!) ставки платы за пользование водными объектами.
Необходимо также отметить и то, что согласно действующему законодательству вот уже практически 4 года существует запрет на так называемое "перекрестное субсидирование", когда предприятия дотируют тарифы населения.
Влияние всех вышеперечисленных факторов на тарифы конечных потребителей индивидуально для каждого региона и определяется РЭК субъектов Российской Федерации на основании экономически обоснованной величины необходимой товарной выручки всех энергоснабжающих организаций (ЭСО), расположенных в регионе, и сроков введения новых тарифов в действие.
Результатом этого, с учетом уже состоявшегося роста тарифов оптового рынка, абонентной платы РАО "ЕЭС России", оптовых цен на газ, может быть превышение в ряде регионов установленного Правительством Российской Федерации среднего предельного уровня роста тарифов для конечных потребителей Российской Федерации.
Регулирование при этом проведено уже в более чем в двух третях субъектов Российской Федерации.
В целом по России по состоянию на 13.02.2003 г. рост среднего тарифа на электроэнергию не превысил уровня 14 процентов и составляет в настоящее время 10,6 процента (а не 20 и более, как утверждают некоторые СМИ).
Н. ЗАЙЦЕВ, заместитель начальника Управления делами, руководитель пресс-службы ФЭК России.