Почему именно для России условия, разработанные составителями Киотского протокола, оказались наиболее кабальными? Ведь согласно обоснованным научным расчетам растительный мир России способен поглощать 11,2 млрд. тонн углекислого газа в год. А разрешенный нам идеологами Киотского протокола выброс антропогенного СО2 составляет только около 22 процентов от объема поглощения. Если сопоставить цифры разрешенных объемов выброса и способность растительного мира к поглощению СО2 в других государствах, подписавших Киотский протокол, то выявляется явная дискриминация России странами Евросоюза и Японией, представители которых готовили проект.
Японии, например, разрешено сохранить антропогенные выбросы в объеме 1,2 млрд. тонн в год – в 3 раза больше, чем способен поглотить растительный покров этой страны. Еще большее преимущество получили страны Евросоюза. В Италии разрешенные выбросы антропогенного СО2 в атмосферу в 3,4 раза превышают поглощение растительным миром страны, в Дании – в 4,4, в Германии – в 5, в Великобритании – 6,8, в Бельгии – в 8,7, а в Нидерландах – в 15 раз!
Политические деятели Евросоюза и руководители климатических программ ООН и ЕС не просто призывают Россию к ратификации Киотского протокола, а весьма энергично подталкивают.
Многие отечественные бизнесмены во главе с Чубайсом поддерживают ратификацию протокола Россией, поскольку он, дескать, создает возможности для привлечения с Запада кредитов на покупку энергосберегающих и экологичных технологий. А главное, открывает перспективу торговли квотами на вредные выбросы, или, как говорят западные журналисты, «горячим воздухом». О чем идет речь?
Как известно, за последнее десятилетие в России наблюдался серьезный экономический спад, вследствие чего у нас сократились выбросы вредных газов более чем на 30 процентов. После ратификации Киотского протокола Россия сможет торговать со всем миром освободившимися квотами парниковых газов (по 10 – 20 долларов за тонну). Но если после 2012 года наша экономика пойдет вверх, то, как член Киотского протокола, за превышение нормы выбросов Россия должна будет платить уже по другим, гораздо более высоким расценкам (до 400 долларов за тонну).
По расчетам В. Болдырева, если производство электроэнергии к 2010 году будет увеличено на 40 процентов, то РАО «ЕЭС России» превысит уровень выбросов 1990 года на 30,9 процента и должно будет ежегодно платить штрафы за это в размере 16 – 17 млрд. евро. В 2020 году выбросы могут превысить уровень 1990 года на 53 процента, а штрафы возрастут до 29 млрд. евро в год!
Так соответствует ли ратификация Киотского протокола национальным интересам России? Едва ли кто из здравомыслящих экологов и политиков ответит на этот вопрос положительно.
Ведущие климатологи мира считают, что к настоящему времени Киотский протокол не имеет под собой ни строгого научного, ни экономического обоснования.
Ряд экспертов считает, что представители стран Евросоюза сознательно дезориентируют Россию, чтобы заставить ее ратифицировать протокол. По мнению профессора Сони Бумер-Кристиансен из университета города Гуля и редактора журнала «Энергия и окружающая среда» (Великобритания), «Киотский протокол управляется руководителями крупных энергетических компаний и бюрократами ООН и ЕС, стремящимися укрепить свою власть и воспользоваться достижениями науки исключительно для оправдания своих идеологических программ».
Главный итог завершившегося Московского климатического форума состоит, на мой взгляд, в том, что среди ученых нарастает понимание: наши знания относительно того, какие именно факторы влияют на потепление, весьма ограниченны.
Единственное, что мы сегодня точно знаем, так это динамику изменения концентрации парниковых газов и прежде всего СО2 (на долю которого приходится 82 процента) в атмосфере за последние примерно 150 лет, до начала эпохи промышленного развития. А далее начались компьютерные игры взрослых с составлением прогнозов изменения климата по различным сценариям на основе более или менее удачных математических моделей.
Согласно климатическим моделям к концу XXI века глобальная средняя температура может повыситься на 1,4 – 5,8 градуса, а уровень мирового океана – на 9 – 88 см. Предполагается, что повышение температуры будет сопровождаться ростом осадков, что изменение климата приведет к снижению урожайности в тропиках и субтропиках, обострению проблемы недостатка воды в засушливых регионах. Возрастет частота экстремальных погодных явлений (наводнения, засухи, штормы, бури).
Словом, настоящая апокалиптическая картина. Однако, кроме «страшилок», никаких убедительных научных аргументов. И руководители многих государств, в том числе Индия и Китай, а затем США и Австралия, уже приняли для себя ответственное решение не ратифицировать протокол, как научно не обоснованный и экономически неприемлемый, противоречащий национальным интересам этих стран. После выхода США из киотского соглашения в марте 2001 года эффективность протокола с точки зрения защиты климата оказалась близкой к нулю, ибо теперь почти 70 процентов мировой эмиссии СО2 не регулируется соглашением.
Выступление на Московском климатическом форуме Президента России Владимира Путина позволяет надеяться, что Россия не будет поддерживать научно не обоснованные и противоречащие национальным интересам страны международные экологические проекты.