Я не являюсь сторонником ЛДПР, но у меня возникает вопрос: почему политологи не исследуют факт популярности этой партии? Может быть, считают ее «партией маргинальной глубинки», как недавно написала одна уважаемая московская газета? Но если в России так много «маргиналов», то не пора ли обратить на них пристальное внимание? Хотя бы для того, чтобы не удивляться потом «неожиданному» выбору народа, как это было в 1993 году.
Конечно, в значительной степени успех ЛДПР объясняется наличием харизматического вождя – здесь партия вне конкуренции. Но ведь и в плане идеологии партия сегодня вторая по привлекательности после КПРФ – у «Единой России» внятной идеологии нет, ее заменяет поддержка деятельности президента.
Каждое выступление Жириновского отражает настроения, которые идут снизу, от тех самых «простых избирателей», с которыми лидер ЛДПР общается во время своих вояжей по стране. Регулярные контакты с народом да природная, звериная интуиция – это и есть источники, откуда Владимир Вольфович черпает безошибочные слова, которых от него ждут.
Вот как описал депутат-демократ Владимир Рыжков, избранный в Барнауле, свои впечатления от публичных акций вождя ЛДПР: «Жириновский только что завершил железнодорожный тур по Сибири, очень эффективный, с моей точки зрения. Лидер ЛДПР останавливался на каждой крупной станции, раздавал майки, разбрасывал сторублевые купюры и был очень ярок. И я вас уверяю, что мы недооцениваем потенциал этой партии. В моем регионе по довольно свежим опросам ЛДПР твердо идет на третьем месте, с уровнем поддержки 12 – 14 процентов. И я совершенно не удивлюсь, если ЛДПР сможет несколько увеличить свое представительство в Государственной Думе.»
«Маленькие радости» и другие «приколы» для избирателя – фирменный стиль ЛДПР. Пока «Единая Россия» пугала оборотнями в погонах, Жириновский предложил искать оборотней среди депутатов. Радостно и понятно. Куда веселее, чем борьба «с насилием на телеэкранах», провозглашенная Народной партией.
Либеральных демократов традиционно обвиняют в том, что они превратили политику в бизнес. Но этот упрек можно в той же мере обратить практически ко всем партиям. Например, представители вроде бы опального «ЮКОСа» вошли в предвыборные списки и КПРФ, и «Яблока». Так что с чрезмерным «профессионализмом» в политике наши избиратели уже тоже смирились.
Разумеется, эти соображения не претендуют на звание полноценного анализа. Я лишь призываю не закрывать глаза на феномен ЛДПР, а изучать его с точки зрения социологии, психологии и политологии. Кстати, и для многих политиков это может оказаться полезным.
Александр КРИШУНОВ, инженер.