Некий кандидат в депутаты Государственной думы от КПРФ в день, можно сказать, всенародного миролюбия забрался на крышу российского парламента и, сорвав с нее российский флаг, водрузил полотнище, олицетворяющее советскую, коммунистическую символику.
Триумф «старой власти» продолжался 15 минут. Над этим можно было бы посмеяться. Или наоборот – выразить глубокое возмущение. Но нас интересует не человек на крыше с его дурацкой выходкой. Внизу в это время шагали его единомышленники. Их было не один и не два – маршировала колонна. И люди восторженно кричали, аплодировали «смельчаку».
Этот случай – наиболее яркая иллюстрация того, что, несмотря на заметную политическую, экономическую стабильность, высокий рейтинг президента и другие позитивные факторы нашей нынешней жизни, можно прямо сказать – оппозиция нынешнему курсу в стране есть. И это, с точки зрения политических сил, не какие-то маргиналы, а вполне оформившаяся альтернатива новой власти, имеющая значительный опыт политической деятельности в самых разных формах.
В подтверждение этому можно также привести результаты опроса Фонда «Общественное мнение». Представителям электоратов известных политических партий был предложен вопрос: «Есть сегодня в России политические партии, оппозиционные В. Путину, или таких партий нет?»
Большинство из них ответили, что в стране есть партии, оппозиционные президенту. Так считают примерно 60 процентов сторонников «Единой России», КПРФ, СПС, ЛДПР и «Яблока». При этом 24 процента приверженцев «Яблока», 16 процентов (КПРФ) и 20 процентов (ЛДПР) убеждены, что оппозиции нынешнему главе государства нет.
А вот подтверждающие наличие оппозиции чаще всего связывают ее с российскими коммунистами. Так считает примерно треть тех, кто будет голосовать за КПРФ, за «Единую Россию», за ЛДПР и около 40 процентов сторонников СПС и «Яблока».
Второе место по оппозиционности занимает ЛДПР. Затем идет «Яблоко». СПС назвали оппозиционной всего 4 – 8 процентов людей, опрошенных в электоратах других партий. А из приверженцев правых в оппозиционности Бориса Немцова и его соратников убеждены всего 5 процентов респондентов.
И наконец, самое меньшее количество опрошенных и в разных электоратах, и среди сторонников «Единой России» называет самую массовую партию страны, оппозиционной президенту.
Но это совершенно естественно. Потому что «Единая Россия», в отличие от других партий, открыто и недвусмысленно заявила о своей поддержке политики главы государства. Это не просто лозунг. Если мы сравним, скажем, послание президента Федеральному собранию и программу «Единой России», то схожесть по многим позициям станет очевидной.
Оппоненты «единороссов», привыкшие описывать любую реальность исключительно в терминах политической борьбы, почему-то считают такую поддержку партией главы государства чем-то порочным, ужасным, едва ли не преступным. Такие оценки не могут не вызывать удивления у тех же западных политологов, в глазах которых сотрудничество крупной политической организации и президента страны, можно сказать, – норма жизни. Больше того, как известно, предыдущий президент США Клинтон был демократом, а нынешний – Буш-младший – республиканец.
Возможно, к такой двухпартийной системе мы в конце концов и придем, но как нелегко дается это движение. Данные анализа, приведенные выше, опровергают мнение тех, кто считает, что нынешние парламентские выборы – это пустая формальность, и нет никакой необходимости идти на избирательные участки. В стране переходного периода, какой переживаем мы сегодня, не могут вдруг взять и исчезнуть политическое напряжение, борьба интересов отдельных партий и движений.
И опросы, как видим, убеждают в том, что сегодня в стране есть весьма серьезная оппозиция президенту. Поэтому желание «Единой России» открыто поддержать Владимира Путина продиктовано не только тем, что партия разделяет его взгляды, но и стремлением закрепить достигнутую в стране стабильность, динамику экономического роста, другие положительные факторы развития общества, связанные с политикой именно нынешнего главы государства.
В своем исследовании социологи из ФОМа задали и такой вопрос: «Лидеры названной вами партии в целом поддерживают президента или находятся в оппозиции к нему?»
Естественно, что почти 90 процентов сторонников «Единой России» ответили, что лидеры этой партии на стороне президента. О лидерах Союза правых сил так думают 63 процента приверженцев СПС. В поддержке президента лидерами «своих» убеждена примерно половина сторонников «Яблока» и ЛДПР и треть приверженцев КПРФ. В то же время в электорате коммунистов 45 процентов опрошенных считают, что КПРФ находится в оппозиции к президенту.
Но опрашиваемым был задан еще один интересный вопрос: «Лидерам названной вами партии следовало бы больше поддерживать В. Путина, меньше или так же, как сейчас?»
Почти половина приверженцев «Единой России» считает, что поддержка должна быть большей. Примерно столько же опрошенных выразили такое же желание в электорате СПС. Поменьше (около трети) высказавших такое же мнение в рядах, поддерживающих ЛДПР и КПРФ.
Среди «яблочников» больше всего тех, кто считает поддержку Путина достаточной. Однако самое примечательное – это мнение тех, кто уверен, что помощь президенту чрезмерна. Сторонников такой точки зрения во всех опрашиваемых группах, кроме КПРФ, оказалось всего 2 – 6 процентов. А среди коммунистов – всего 15 процентов.
То есть получается, что в электоратах всех ведущих российских партий есть немало людей, вольно или невольно разделяющих позицию, программные установки «Единой России», особенно, когда речь идет о поддержке политики президента.